Все мы: большие и маленькие, взрослые и дети - любим смотреть мультфильмы. У каждого из нас есть любимый мультик, который мы можем пересматривать много-много раз, и каждый раз - как первый. Но мало кто задумывается, как создаются веселые картинки. Тем более, никто не может и представить, что творить анимацию могут дети. Даже в больничных палатах.
Волонтеры студии детской анимации "Мы есть" проводят все выходные с тяжелобольными детьми, рисуя и создавая неповторимые живые картинки. В субботу ребята приезжают к своим друзьям в Республиканский научно-практический центр детской онкологии и гематологии в Боровлянах, а в воскресенье — в Психоневрологический интернат в Новинках. Почему молодежь посвящает свои законные уикенды чужим детям, мы решили узнать у организатора и постоянного участника таких мероприятий Татьяны Евсюшевич.
- Татьяна, расскажите, как возникла идея рисовать с тяжелобольными детьми?
- Cтудия "Мы есть!" самоорганизовалась три года назад — в январе 2010 года. Идею нам подсказала питерская анимационная студия "Да!". На тот момент там мультипликаторы уже работали достаточно успешно и с большим размахом. В их команде были и есть профессиональные мультипликаторы. А наша студия - любительская. Для нас важен не столько итог работы, сколько сам процесс. Создавать мультфильмы весело: оживлять то, что принято считать неживым.
- Как пришла идея назвать студию "Мы есть"?
- Мы решили так: раз уж мы есть, и у нас есть эта идея - мульстудии, то нужно студии становиться на ноги. В первую очередь, надо найти имя. Все свои мысли написали на бумаге, а лучший вариант выбрали из длиннющего списка.
Название как нельзя лучше отображает наше занятие. Мы есть (такие) в мире, мы есть для мира, мы есть друг у друга.
- Помните ли Вы ваше первое занятие с детьми?
- Первым шагом было переступить порог Центра детской онкологии и гематологии в Боровлянах. Сначала, в течение двух месяцев, мы ходили по разным отделениям больницы - "приживались". Осознавали всю сложность и ответственность этого дела. Спорили, плакали… учились.
А работа над первым мультиком начиналась с… тапочек. В Центре есть правило: обязательно переобуваться перед тем, как зайти в отделение. Просто сняли покадрово тапки, в каждом новом кадре передвигая их на сантиметр (такой способ съемки называется стоп-моушн). Помню, что дети за нами наблюдали с интересом, а у нас просто потели ладошки. Мы ехали обратно на автобусе в город (а дорога занимает около часа) и не могли остановиться: делились впечатлениями, планами, анализировали, что сделали хорошо, что - не так…
Потом мы сняли ролик – рожицу, сложенную из конфет. Подложили музыку и, осознавая всю "убогость" нашего творчества, грустные, принесли детям результат на следующее занятие. Каково же было наше удивление, когда дети хлопали, просили поставить сначала снова и снова… В общем, выражали восторг и радость по поводу того, что можно оживить обычные фантики... Кстати, этот мультик сейчас мы используем как заставку студии.
Первый наш серьезный мультфильм назывался
"Радость", по одноименному стихотворению Корнея Чуковского. Делали мы его 2 месяца, уже по всем законам анимации: с раскадровкой, фонами и персонажами. За это время очень заметно менялось отношение каждого участника к ДЕЛУ и друг к другу. Дети из центра перестали быть больными детьми, которым мы помогаем. Они сами нам помогали осознавать «недетские» истины, которые не под силу вынести и взрослому.
- За три года работы с мультфильмами вас уже можно назвать профессионалами?
- Нет, конечно. Мы все еще любители. И, к сожалению, из первоначального состава участников и организаторов осталось не много ребят. Сейчас волонтеров очень мало. Сначала мы постоянно звали новых и новых людей, так как подолгу, к сожалению, мало кто задерживается.
Проблема "текучки" заключается еще и в том, что новым людям надо уделять внимание на занятиях, все им разъяснять и показывать, предупреждать, помогать, одним словом, обучать. В работе с детьми, особенно с нашими, очень много важных моментов: их надо знать и соблюдать. И стараться тонко чувствовать. Спустя 3 года постоянных занятий, наблюдений, проб и ошибок, проще провести занятие в одиночку, чем следить за новичками. Времени совсем не жалко, если человек приходит надолго. Но таких — на пальцах одной руки можно пересчитать. И все равно много свободных пальцев останется.
- Однако новые люди наверняка привносят и новые идеи, темы, техники?
- Как правило, нет. Обучение – процесс длительный. Поэтому пока человек втянется, пройдет много времени.
Первоначально мы пытались придумывать истории для анимации прямо на занятиях, но это оказалось не так-то просто - "причесать" детские рассказы, придуманные на ходу. Получается нечто бессюжетное и очень запутанное - "неэкранизируемое". Сейчас в основном делаем сюжеты по историям современных авторов, таких, как Тоон Теллеген, Далас Клейтон, Сергей Козлов. Правда, они об этом не знают.
Один мультик на 2 минуты делаем пару месяцев, потом еще пару месяцев монтируем - от нехватки рук и загруженности на работе процесс затягивается. В общем, работаем по срокам почти так же, как профессионалы на мультстудиях: 3 минуты мультипликата за 4-5 месяцев. Технология — ручная перекладка. Рисуем или лепим фоны, делаем марионеток - и снимаем на фотоаппарат по кадру, записываем на диктофон озвучку. Сценарий и раскадровку придумываем сами. Снимают и озвучивают дети. Иногда получаются спонтанные и очень интересные эксперименты. Бывают и совсем неудачные проекты.
А бывает, что просто проводим занятия по рисованию или лепке, делаем аппликации. Детям интересны все виды творческой деятельности.
- На какое количество детей рассчитано занятие?
- Занятия мы проводим только в одном отделении – взрослом. Там самый подходящий возраст для нашей мультипликации. А всего в больнице около 5. Например, есть отделение для детей младшего возраста (совсем малыши), реанимация, инфекционное, "боксы" (это специальные помещения со стерильными условиями, похожие на комнату со стенами-окнами, где ребенок лежит один, без родителей). Так что мы есть там, где можем быть.
На наши занятия из отделения приходят все, кто может и хочет. Когда взрослых два-три человека, мы делаем «обход»: заглядываем в каждую палату, кроме тех, где дети в очень тяжелом состоянии (палаты-одиночки), зовем детей. Поскольку лечение у всех разное, на разных этапах, чаще очень тяжелое и болезненное, то некоторые дети просто не могут прийти. Если волонтеров побольше - кто-нибудь из нас идет рисовать к ребенку, который не может выйти из палаты из-за сложного аппарата, к которому "привязан". Дети остаются детьми, хотя и очень взрослыми (в правильном смысле слова). Они радуются любой возможности игры, назовем это так.
Бывает, что на занятии один ребенок. Бывает, десять. Чем больше детей, тем сложнее уделить каждому внимание, а это чуть ли не самое главное.
- А как ведет себя совсем новый ребенок? Сразу ли находит себе занятие?
- Все дети очень разные. И ведут себя в зависимости от характера, настроения, состояния здоровья, погоды, проекта и т.д. Есть ребята, которые стесняются, сначала наблюдают, а потом робкими шажками втягиваются в наш проект. Есть те, кто сразу же предлагает свои идеи, пытается помочь, чем может. А бывает и так, что ребенку не нравится рисовать, но он любит фотографировать или записывать свой голос на диктофон, кто-то предпочитает сочинять истории. Мы пытаемся уделить внимание каждому. Со всеми пообщаться и помочь реализовать их идеи.
Но надо учитывать, что в больнице всегда много новичков. И практически каждое занятие к нам присоединяются новоприбывшие дети. А кто-то уже не участвует.
- Наверное, все дети с нетерпением жду встречи с вами. А как к занятиям относятся родители и медперсонал?
- К детям в больницу приходят разные люди. Все стараются поучаствовать, как могут, но часто смущаются - больница не самое обыденное место. Чаще, почему-то, представители протестантской церкви приходят - говорят с детьми об Иисусе и молятся. Поют, играют на гитаре. Еще есть клоуны. Учителя приходят к тем, кто постарше и не в тяжелом состоянии - но это мало кто любит, понимаете. Изредка приезжают звёзды. Ещё байкеры, члены автоклубов, футбольные команды и другие. Но это редко. А студия "Мы есть" - каждую субботу и воскресенье, нас знают, ждут. Даже санитарки привыкли к нашим занятиям и перестали ругаться за следы краски в раковине.
- Проводя столько времени с детьми, наверное, сам меняешься…
- У меня нет сомнений, что каждый человек, который подольше задержался в студии, изменился. И я в том числе. Уже не так важны собственные мелкие невзгоды и несчастья. Стыдно ныть по мелочам. Стыдно жаловаться – потому что, по сути, не на что. Думаю, нет ничего страшнее, чем смертельная болезнь близкого и любимого человека - духовная или физическая. Это по-настоящему сложно перенести – и болеющему человеку, и рядом с ним идущему. Это боль, к которой не приложишь листик подорожника, не подуешь, чтобы не пекло – это навсегда открытая рана.
Со всем остальным помогает справиться время, терпение, привычка и силит-бэнг.
- Вопрос финансирования у вас решается только волонтерами или кто-нибудь извне помогает?
- С самого начала нас поддерживает Международное благотворительное общественное объединение "ЮниХел". Собственно, первые начинания были организованы под их патронажем (тогда еще организация называлась "Здоровье в 21 век"). Нам выделяют деньги на любые материалы, подарки, поддерживают все наши выставки и показы. Кроме того, "ЮниХелп" помогает финансово детям, которым нужны просто огромные суммы на лекарства или лечение за рубежом. Это очень сильная поддержка, спасибо им большое и огромное за это.
- Вы показываете готовые мультфильмы кому-нибудь?
- Да, обязательно устраиваем показы каждый год – как только собирается несколько новых мультфильмов. Мы «оккупируем», не без проблем, фойе или актовый зал больницы, устанавливаем экран, зовём детей и их родителей со всех отделений. Привозим угощения, подарки, много шаров и мыльных пузырей (да, это радует неизменно детей — проверенный способ). Иногда зовем музыкантов и кукольников, - их наши малыши тоже очень любят и искренне радуются, как и их родители. Также мы раздаем диски с нашими мультфильмами. Тем, кто выписался, стараемся передать или отправить. Дарим диски врачам и медперсоналу.
У нас в коллекции пока что один сборник. В него входят около 10 коротких мультфильмов, сделанных с 2010 по 2012 год. В новом году у "Мы есть!" появится еще один сборник, который мы и сами ждем не меньше, чем дети. Все мультфильмы студии можно посмотреть в сети
на сайте. У нас также есть группа в
Вконтакте и канал на
youtube.
Беседовала Анна КОПАЧ
*Организатор пожелал изменить свое имя и фамилию по личным убеждениям.