Молодая и очень талантливая белорусская художница Анна Силивончик сегодня с успехом презентует свои работы на выставках по всему миру. Ее трудами можно любоваться в Национальном художественном музее Республики Беларусь, в музее современного искусства в Минске, и даже в музее современного русского искусства в Америке. Но помимо создания неповторимых, красочных, ярких и ироничных, где-то по-детски прекрасных картин, Анна успевает иллюстрировать книги, работать над мультфильмами и придумывать новые спектакли для театра теней «Велиструхен». Кроме этого, она заботится о своей семье и воспитывает дочь Машу. Как талантливый человек успевает самореализовываться и выполнять повседневные обязанности, мы узнали у самой Анны.

Готовясь к встрече с Анной Силивончик, я очень волновалась, представляя художника как личность очень закрытую и противоречивую. Но мое стереотипное восприятие было разбито в пух и прах сразу же после приветствия. Анна оказалось открытым, светлым и позитивным человеком, с которым можно беседовать на разные темы и не один час. Так как встреча проходила после выступления теневого театра «Велиструхен» в рамках проекта «Бусы», где Анна является главным вдохновителем, первый вопрос был о прошедшем представлении.
- Анна, расскажите нам, как возникла идея создать театр теней «Велиструхен»?
- Сама идея театра возникла не случайно. Прошлым летом мы были приглашены на фестиваль «Волна идей», который проходит в Болгарии. Это своеобразный лагерь, где каждый заезд собираются ребята определенных талантов: один заезд – дети-математики, другой – дети, увлеченные театром, третий – музыкальные ребята. Для каждой смены придумывается свои программа, конкурсы, викторины, задания, мастер-классы. Мы были приглашены для работы с художниками. Организаторы поставили перед нами задачу: придумать что-то эдакое, что будет связано с изобразительным творчеством, но в новом формате. Т.е. что-то интересное, чем ребята до этого никогда не занимались и, может, даже не задумывались, что такое направление в деятельности художника существует. Так у нас совершенно спонтанно возникла идея показать юным талантам, как сделать декорации и кукол для театра теней. На самом деле это очень увлекательное занятие. И мы будем искренне рады, если вдруг впоследствии кто-то из ребят и в самом деле потом станет художником-сценографом.
Сразу отмечу, что до прошлого лета мы не занимались театром ни в каком виде. А значит, все надо было освоить с нуля самостоятельно. И мы так увлеклись, что придумали целый спектакль. Самое приятное, что ребятам на фестивале понравилось. Но, вернувшись домой, мы не планировали устраивать масштабные показы. Так, для развлечения показывали представления своим друзьям. Однако потом это как-то само собой переросло в выступления перед более широкой аудиторией. Команда состоит из трех человек: меня, моего мужа и дочери. Сейчас наши выступления не частые. В первую очередь, потому что это наше хобби. Основной род деятельности у нашей семьи другой. Мы, так сказать, время от времени вносим разнообразие в свой досуг.
- Знакомство с проектом «Бусы» было случайным?
- Ребята сами нас нашли, увидев видео нашего спектакля в интернете, и пригласили выступить в рамках проекта. Подготовка нового спектакля заняла не больше месяца. Если бы не было других занятий, то все было бы, конечно, гораздо быстрее.
- В ближайшее время вы планируете порадовать публику новыми представлениями?
- Сейчас мы готовим к показу спектакль «Сказка про лошадку». На самом деле это был первый наш спектакль, который мы делали для фестиваля в Болгарии. Но так как первые наши куклы и декорации были картонными, то после поездки они сильно потрепались. Пришлось все это восстанавливать в другой технике. И вскоре спектакль можно будет показать публике.
На самом деле информации по современному теневому театру практически нет. В Интернете можно найти что-то, но в основном по традиционному театру теней. Поэтому практически все приходится изобретать на ходу. Методом проб и ошибок мы сегодня пришли к тому, что есть. Однако мы не останавливаемся и постоянно растем, придумываем, как сделать сам процесс создания кукол и выступлений лучше, интереснее, удобнее и проще.

- Анна, я читала, что вы увлекаетесь книжной графикой и мультипликацией. А какие книги и мультфильмы вы любите сами? Какие показывали своей дочке в детстве?
- Я работала в киностудии «Беларусьфильм» как художник-постановщик над мультфильмом «Мышка». Не сказать, что это была очень творческая работа, скорее я, как рабочий, выполняла поставленные режиссером задачи. Мультфильм – это коллективное творчество, и художник, как правило, не имеет там особо права голоса. А мне всегда хотелось рассказывать свою историю - и именно так, как я ее вижу. Поэтому я вместе с другом самостоятельно сделала мультфильм на собственную маленькую сказочку. Но его надо еще довести до ума и записать качественный звук.
Иллюстрации я делала только к одной книге. Она называется «Come and play» и вышла она в США. Сейчас я работаю над иллюстрациями к еще одной книге. Это будет «Маленький принц» Экзюпери. Но гораздо чаще в качестве иллюстраций к книгам используются мои готовые картины, подобранные под какой-то текст.
А так я сама люблю в основном советские мультфильмы. Хотя и современных мультиков хватает красивых и познавательных без занудства. Не таких, как «Маша и медведь», а таких, как например мультфильмы серии «Гора самоцветов».
А из современных детских писателей могу выделить Сергея Седова, Леонида Тюхтяева, Григория Остера, Валерия Роньшина. Это кого сразу вспомнила. Дочке же в детстве читала абсолютно разные книги, но в основном, конечно, такие, на которых сама выросла когда-то.

- То есть можно сказать, что ваша дочь выросла на советских мультиках и хороших народных сказках?
- Однозначно так сказать нельзя. Есть родители, которые ограждают детей от телевизора и других технологий, так сказать, фильтруют поступающую информацию. У нас это не совсем так. Тем более что первое время мы жили вместе с бабушкой и дедушкой, дочь хочешь-не хочешь смотрела и сериалы, и развлекательные передачи. На самом деле у нас нет возможности так сильно влиять на этот процесс, как хотелось бы. Стараемся не столько запрещать что-то, сколько просто объяснять, что хорошо, а что нет.

- Вы и сами пишете сказки. Можете вспомнить свое первое литературное творение?
- Я только помню, что стала писать стихи, сказки с ранних лет. Поэтому сейчас сложно сказать, что именно было первым (смеется). Родители мне рассказывали, что придумывать я стала лет с трех. Конечно, это было что-то такое простенькое, но уже ведь было.
- А дочке вы читали свои сказки?
- Свои сказки я стала издавать, когда дочка подросла. В то время Маша уже сама умела прекрасно читать. И мне самой читать ей не приходилось. Но зато она стала моим самым главным критиком. Это важно для меня, так как хоть книги и задумываются для детей, но мне самой сложно оценить, насколько они соответствуют вкусам нового поколения. Чаще всего я пишу, просто следуя за идеей. Я ее воплощаю наилучшим образом, как она мне видится: ярко, громко, интересно. И в момент вдохновения я не думаю, для кого пишу. Скорей всего, для себя. Для меня главное правило: писать так, чтобы самому понравилось. А итог проверяет дочка.
Моя дочь для меня также самый главный театральный критик. Она всегда мне что-то советует, рекомендует. К примеру, когда мы придумывали спектакль «Волшебство», изначально не планировали его озвучивать, хотелось использовать музыкальное сопровождение. Но Маша сказала, что детям это будет не интересно и не понятно в таком виде. И появился закадровый текст. Она часто меня так выручает.
- Наши близкие - это самые жесткие и главные критики. А ваша семья любит вас покритиковать?
- К жестким критикам своих близких я отнести не могу. Наоборот, чаще они меня поддерживают. Хотя у меня крайне редко бывают минуты, когда мне необходима точка опоры. После учебы в Белорусской государственной академии искусств я научилась сама себя поддерживать, подбадривать, настраивать на нужный лад. Редко у меня бывают минуты метаний и киданий, что меня действительно нужно поддержать или же я уйду в депрессию.
Бывает так, что посетит меня идея или я хочу попробовать что-то новое. Конечно, первым делом я своими мыслями делюсь с близкими. Они мне могут сказать, стоящая эта идея или лучше не тратить на нее свое время. Например, муж Василий, не всегда сразу воспринимает что-то новое положительно. Но со временем он может со мной согласиться.
- А вы сами решения принимаете мгновенно?
- По-разному. Иногда я могу быстро принять решение. Мне легче принимать решение, когда я интуитивно чувствую, что это верно. Я даже могу не знать, почему это правильно и для чего, а узнать это в процессе.
Хотя в гороскопы я не верю, но в одном у меня он совпадает. Я – Весы. И бывает, что в самых малозначимых ситуациях не могу принять решение, могу долго думать и метаться, колебаться из стороны в сторону. Грубо говоря, могу выбирать носки очень долго, купить их, кидая монетку, а потом прийти домой и понять, что не те.

- Анна, ваши картины наполнены детскими образами. Они яркие и запоминающиеся. Как у вас рождаются такие неповторимые герои? Долго ли вы вынашиваете идею или кисть сама рисует?
- Мучиться я не люблю, хотя есть и такие художники, которым это жизненно необходимо. Я считаю, что творчество должно приносить удовольствие. Для меня удовлетворительный результат – это не сама картина, а процесс работы. Когда работа идет легко, на одном дыхании, тогда получается хорошая картина. Когда долго мучиться, то она выходит какая-то неживая, холодная и со следами насилия так сказать. Как правило. Бывают и исключения. Поэтому я часто приступаю к работе без эскизов, когда идея в голове еще не сложилась в четкую ясную картинку. Все фантазируется и рождается на ходу. В процессе придумываются какие-то детали или даже все совершенно меняется в противоположную сторону. Когда же есть точный и досконально продуманный готовый эскиз, то уже не интересно работать. Как будто ты копию делаешь. Именно поэтому я не делаю повторы своих картин. Лучше оригинала ничего нет. Хотя для кого-то копию делать и легко, но для меня это уже не интересно. Я не представляю, что повтор может быть лучше первоначального варианта.
- Можно ли сказать, что вы в душе еще ребенок?
- Мне сложно о себе говорить. Может, я какой-нибудь монстр в душе, я этого не знаю (смеется).
Хотя соглашусь, что для современного понятия взрослого человека, я не так одеваюсь и, может быть, не так солидно выгляжу, не так серьезно, как хотелось бы окружающим, к примеру, моей маме. Но я такая, и мне это нравится.

- Сегодня молодые мамы могут и на спектакли с ребенком ходить, и на музыкальные занятия, и в школу развития. А расскажите нам, как проходил ваш декретный отпуск?
- Ой, я хорошо помню тот период. Я была еще студенткой. И мне не приходилось совмещать работу и уход за ребенком. Я два года честно просидела дома. Няню нанять в то время у нас не было денег. А дома рисовать я не могла. Мы жили с родителями, и моя семья ютилась в одной комнате. Места для мольберта не было, да и масло имеет сильный запах, что вредно для маленького ребенка.
Но в то время муж, для того чтобы больше времени проводить с семьей, брал учебные задания и работу домой. И я всегда просила разрешить мне ему что-то где-то подкрасить и подрисовать. Так время от времени я «развлекалась» рисованием.
Честно говоря, Маша у меня активный ребенок, и особо свободного времени не было. Даже книжку почитать я не могла. Два года я занималась исключительно Машей. Попутно могла заниматься рукоделием, но тоже для ребенка.
- Поделитесь секретом: как вы сегодня успеваете совмещать работу, семью, отдых?
- На самом деле, сколько я всего не успеваю при этом, даже страшно сказать (смеется). Хотелось бы гораздо больше делать. Секрет очень простой: человек всегда успевает делать то, что для него важно, что он считает первостепенным. Для кого-то важно, чтобы дома всегда были первое, второе и компот, чтобы на всех шкафах и люстрах ежедневно была вытерта пыль. Я к этому отношусь без излишнего фанатизма. В наше время кто-то считает, что детей до 15 лет надо водить за ручку в школу и кружки. Я тоже этого не делаю. Считаю это глупостью.
Чтобы заниматься чем-то одним, приходится исключить что-то другое. У меня, например, нет времени ходить по салонам красоты, спа, косметологам, соляриям и тренажерным залам. Но я от этого ни капли не страдаю. Парикмахерскую я посещаю только перед очередной выставкой, а иногда сама ножницами перед зеркалом убираю лишнее (смеется).

- Что значит для вашей семьи отдых?
- Мы стараемся отдыхать разнообразно. Но мы точно не спортивная семья. Нам больше по душе путешествия. Хотя они в основном сопряжены с работой: выставками и мастер-классами. В каждой такой поездке мы стараемся погулять по городу, осмотреть окрестности. Также обязательно каждое лето мы все вместе ездим на пленэр «В поисках Атлантиды», который проходит у нас в Беларуси. Это уже можно сказать у нас такая традиция.
В гости тоже ходим с удовольствием. К примеру, наш театр теней для нас – это больше развлечение, чем работа. Мы с удовольствием устраиваем для своих друзей праздники, спектакли.
- А какие-нибудь новые проекты можно ждать от Анны Силивончик в ближайшее время?
- Ко мне все приходит спонтанно. Может, что-то и будет, только я еще об этом не знаю. Часто я планирую одно, а происходит совершенно другое.
Мой организм так устроен, что-то, что мне интересно, всегда со мной рано или поздно произойдет. Чем бы мне еще хотелось заняться, так это созданием объемных книг. Это меня завораживает. Еще хотелось бы делать мультфильмы. Еще хочу себе такую большую и чудесную мастерскую-галерею-студию в одном лице. Чтобы прогуливаясь мимо всяческие замечательно-прекрасные люди, могли бы зайти в гости, посмотреть новые работы, попить чайку и пообщаться. Ну и чтобы там можно было проводить различные интересные мастер-классы, встречи, спектакли и прочие замечательные вещи. Но это я уже размечталась.
- И напоследок, что вы пожелаете нашим читателям?
- Поскольку читатели это в основном молодые мамы, то я желаю им стараться жить так, чтобы и самому получать от жизни удовольствие, и ребенку было хорошо, и чтобы это не мешало творчеству и самореализации. Ну и чтобы творчество и самореализация, конечно, не мешали семье. Насколько это возможно)))
С Анной СИЛИВОНЧИК беседовала Анна КОПАЧ