Многим из нас наверняка знакомо произведение Н. С. Лескова «Левша» - кому-то из знаменитого рассказа, кому-то - из одноименного мультфильма. Однако с уверенностью можно сказать: это не миф или сказка, и подковать блоху или уместить караван верблюдов в игольное ушко – возможно! Об этом журналист Family.by узнал, посетив уникальную выставку микроминиатюр «Диво под микроскопом», а также – пообщавшись с автором работ.

Экспонаты уникальной экспозиции "Диво под микроскопом" посетители рассматривали исключительно при помощи микроскопов, поскольку размер многих рукотворных изделий не превышал сотых долей миллиметра. Автор этих работ - микроминиатюрист из Новосибирска Владимир Анискин, чья выставка проходила до 28 января в Минске в доме I съезда РСДРП.



Пасхальное яйцо. Основа - дерево, узоры выполнены из бересты. Высота изделия - 11 мм.

На срезе виноградной косточки размещены гроздь винограда, графин и две
рюмочки, наполненные «вином». Материал: стекло, оргстекло, краска.
Выставочный зал встретил нас множеством микроскопов на столах. Примерно мы представляли, что ожидает нас, однако до этого момента не понимали до конца масштаба изделий. Подкованная блоха, караван верблюдов в игольном ушке, расписанные матрешки на кончике волоса, Вини Пух с друзьями на кончике волоса, знамена размерами чуть более макового зерна, крохотные пасхальные яйца, а также целые истории можно было рассмотреть, склонившись над микроскопом.


Освященная икона Св. Матроны Московской, размеры 6х8 мм. Материал: слоновая кость, золото, олово
Чтобы посетители могли оценить работы по достоинству, рядом с каждым микроскопом имелась кнопочка, при нажатии которой экспонат освещался маленькой лампочкой.
Каждый из экспонатов выставки был достоин того, чтобы «зависнуть» возле него надолго. Можно было отстраняться от микроскопа, чтобы посмотреть на блоху «невооруженным» глазом и снова к окулярам – высматривать гвоздики в подковах. В этот момент посетители начинали понимать, насколько велики и одновременно малы работы перед ними.

Караван уставших верблюдов бредет в пустыне на фоне заходящего солнца. Закат солнца нарисован в игольном ушке масляной краской.
Особенно впечатляли работы «в волосе» или «на торце волоса». Взглядом без микроскопа – обычный человеческий волос, а вот когда, приникнув к окулярам, обнаруживаешь очаровательную розу внутри или алфавит на срезе, внутри тебя самого меняется что-то, что никогда не станет прежним.


Чтобы узнать о тонкостях создания микроминиатюр, мы связались с создателем удивительного микромира Владимиром Анискиным и попросили дать нам интервью.
- Владимир Михайлович, расскажите об инструментах, которыми вы создаете работы.
- Инструменты я придумываю и делаю самостоятельно. По форме они напоминают те, с которыми работают резчики по дереву или металлу, только очень маленькие. Для их изготовления у меня есть два станочка: один токарный, другой заточной. Как правило, для каждой работы изготавливается свой инструмент, но есть и такие, которые могут пригодиться и для другой работы.

- Какой работой вы больше всего гордитесь на данный момент?
- Слово «гордитесь» не подходит, подходит скорее «радуетесь». Меня радуют работы, которые сочетают в себе художественную составляющую и техническую сложность. Такими работами являются, например, Винни Пух с друзьями на срезе макового зернышка, Крокодил Гена на срезе макового зернышка, Буратино и черепаха Тортилла на виноградной косточке. К таким же работам относится и роза в волосе. Есть работы технически сложные, в которых художественная составляющая отсутствует вовсе. Это, к примеру, алфавит на торце волоса. Высота букв - 15-20 микрон, это сопоставимо с размерами кровяной клетки человека – эритроцита, буквы в 2-3 раза больше, но здесь лишь технологическая сложность. Такие работы, как правило, надолго не остаются в сознании зрителя и быстро забываются. А вот «Роза в волосе» надолго остается в памяти людей.

На срезе зернышка - басня "Лиса и виноград"

Алфавит на торце волоса
- Маковое зернышко, человеческий волос – настоящие?
- Да, мак - это натуральный естественный материал. Как правило, микроминиатюристы предпочитают размещать свои работы на маковых зернах, на торце волоса. Это связано с тем, что, во-первых, зернышко является удобной площадкой для размещения объекта, а во-вторых, служит масштабным показателем – ведь все имеют представление о размере макового или рисового зернышка. Это очень удобно.




- А волос?
- Волос тоже удобен, и это самый минимальный объект, на котором микроминиатюристы размещают свои объекты. Считается знаком высокого профессионализма, если композицию удалось разместить на торце волоса, либо внутри него.
- А какие еще материалы вы используете в работах?
- Очень часто использую обыкновенную пыль. Она только на первый взгляд смотрится серой, но под микроскопом можно найти пылинки различного размера и цвета. Также часто использую краску.
- Все-таки это сложно представить, палец-то не уменьшить, а волосок такой маленький, и ведь нужно в него еще попасть…
- Ну, волосок закрепляется, а в руке только инструмент. Да, это сложно и непросто, если бы было легко, микроминиатюристов в мире было бы не 10, а намного больше... (
Грустно)
- Сколько времени уходит на одну работу?
- В зависимости от ее сложности уходит от недели до полугода. Как правило, небольшое количество времени уходит на работу простого плана, либо на ту, технология которой уже отработана. А работы, под которые подбирается новая технология, изготавливаются дольше, например та же «Роза в волосе». Маленькое отступление: первое воплощение «Розы в волосе» принадлежит украинскому мастеру Николаю Сядристому. И я позвонил ему в 2003 году, выразил восхищение его работами и попросил разрешения воспользоваться его идеей, сделав розу в волосе. На что он ответил: «Ну, делай», а потом добавил: «Если сможешь».


И вот, три года ушло на то, чтобы найти технологию: как просверлить волос, как сделать сверло, как научиться сверлить, из чего делать верблюдов или розу именно того размера, чтобы они поместились. На разрешение этих вопросов ушло три года плюс два месяца работы.
- А натуральные материалы не деформируются при изменении, например, температур? Ваши работы выставляются в городах с разным климатом.
- Волос не очень благородный материал для микроминиатюры, он очень сильно подвержен влиянию влажности, меняет свой размер и порой это приводит к трагическим последствиям, как это было с верблюдами внутри волоса. Она находилась в Петербурге, который славится влажным климатом, и волос деформировался, изменив верблюдов. К сожалению, эта работа погибла безвозвратно. Влага – это один из врагов искусства микроминиатюры, также порой бывает что материал, с которым я работаю, может окисляться со временем под воздействием веществ, которые я использую в работе.
- Каково увеличение микроскопов у ваших работ?
- Работаю я с микроскопом, который увеличивает от 10 до 100 крат, и работы можно рассмотреть в этом диапазоне увеличения.

- Вы собираетесь еще выставляться в Минске?
- Раз в 4-5 лет планирую приезжать с выставками. К слову, после Минска эта выставка отправится в Несвиж.
- Памятуя рассказ Лескова, ваша первая работа, вероятно, - подкованная блоха?
- (
Смеется) Нет, блоха – это скорее некоторый высокий этап творческой миниатюры. А первой работой было простое рисовое зернышко, на котором самой простой техникой была выполнена надпись в две строчки и подарена моей матушке. Потом было маковое зернышко, человеческий волос, и лишь через 4 года после начала занятия микроминиатюрой я подковал блоху.
- Сложно было делать гвоздики для подков?
- Конечно, сложно. По форме они напоминают те гвозди, к которым мы привыкли, у них должны быть шляпки, и самое сложное – это попасть гвоздиком в отверстие подковы.
- Над чем работаете сейчас?
- Сейчас работаю над космическим музеем. Будет изготовлено 11 работ на космическую тематику. Они будут компактно оформлены, и просматриваться под одним увеличительным стеклом, которое будет держаться руками. Работы разнопланового размера.

Владимир Анискин за рабочим микроскопом (фото из архивов мастера)
Выставка микроминиатюр вызвала бурю эмоций у посетителей выставки – это можно было понять по большой книге отзывов, почти исписанной. Здесь оставляли отзывы о проделанной работе как взрослые люди, так и ученики младших классов, которые сообщали новосибирскому левше, что «мне нравится вирблюды в игле» или что выставка «шедевриальна». Остается надеяться, что автор прочтет все отзывы и, отправляя следующие свои работы «в гастроли», снова не забудет про белорусскую столицу.
Анна ЕРОХИНА
Фото: Елена СЕМЁНОВА