Национальный художественный музей предоставляет различные интерактивные образовательные программы для детей и их родителей. Family.by побывал на оной из таких и расскажет, что ожидает гостей во время занятий.

На сегодняшний день в Национальном художественном музее проводится огромное множество образовательных программ для детей и взрослых, с их перечнем можно ознакомиться, например,
здесь. Приятной особенностью является то, что в этом музее почти нет возрастного ограничения: каждый участник, будь он учеником первого класса школы, либо бабушкой-дедушкой, найдет для себя здесь что-то интересное и впечатлившее его самого.
Еще до визита на интерактивную образовательную программу по произведению «Новая сказка» (Учимся смотреть картину) мне говорили, что во время таких мероприятий участники долго, на протяжении оного-двух часов могут обсуждать картину или пояс. Согласитесь, это интригует? Таким образом было решено узнать подробнее о том, что происходит на таких программах музея.
Вначале заведующая сектором музейной педагогики и по совместительству ведущая программы Надежда Красуцкая представила незнакомых посетителей друг другу, а затем пригласила в выставочный зал.
- В искусстве важно уметь сохранять равновесие, - рассказывала собравшимся участникам Надежда, останавливаясь рядом с белой стеной. - Как вы думаете, если посадить на одну сторону качелей двух взрослых, а на другую – одного ребенка, будет сохраняться равновесие?.. Правильно, не будет.
Надежда попросила нам представить длинную скамейку музея за искомые качели и предложила детям в группе рассадить на ее стороны взрослых и детей так, чтобы участники группы были в равновесии друг с другом.
- Посмотрите, вы сейчас видите белую стену, на которой пока ничего нет, - объясняет Надежда. – В нашем музее, как вы знаете, есть множество картин, и вот сейчас по различным описаниям вы должны будете найти ее. Но для начала, послушайте ее.
После этого включается магнитофон, и участники превращаются в слух. «Можно даже закрыть глаза», - подсказывает Надежда. На записи можно было услышать негромкие переговоры мальчишек на учебную тему, кашель взрослого человека, мычание коровы. Через некоторое время запись останавливается, и дети со взрослыми учатся индукции, строя логические цепочки и используя услышанное в записи.
В это время идет активная беседа ведущего программы со взрослыми и детьми, все детали подробно обсуждались, дети не стеснялись предлагать свои варианты, так как Надежда Гордеевна обязательно найдет, за что в них похвалить детишек.
И вот вместе, по принципу «качелей», на которых сидели участники, объединяясь одной целью, составляют в воображении образ картины. Разговор мальчишек - на учебную тему, а значит, идет урок. Кашель взрослого человека – учитель, причем которого уважают – помните уважительный шепот учеников? Осталось мычание коровы – всё ясно, речь идет о сельской школе! – осеняет нас.

После этого всем участникам были розданы фотографии картин художника, в каждой из которых есть общее: дети и деревенские порядки. Надежда Гордеевна с листочка зачитывала отрывок из воспоминаний художника, описывающее картину, и у участников постепенно сложилось еще более четкое представление о творчестве художника. Тогда гостям было предложено найти среди картин обсуждаемое творение в музейных залах. Нужное произведение искусства было найдено в предпоследнем зале.

Удобно расположившись возле картины, участники под руководством Надежды Гордеевны принялись за обсуждение. Снова в ход пошла индукция, дети обращали внимание на мелкие подробности, раскрывающие быт и порядки того времени, когда жил ее автор. И если вначале могло показаться, что на картине изображены селянские дети, собравшиеся в домашней одежде за книжками перед завтрашней контрольной в школе – такие грустные лица у них были, то в конце обсуждения стало ясно: здесь изображены уставшие дети в парадной одежде (потому что она была изо льна, осветлить который в то время было долгим и дорогостоящим процессом), которые хотят убежать из темной комнатки на свет, но пока не могут этого сделать. При этом читают они явно не учебные материалы, потому что на книжках в стороне, одна из которых – явно произведение Пушкина, мирно и явно давно спит кошка.


Вся программа длилась около двух часов, и ее участники с удивлением заметили это лишь в самом конце, посмотрев на часы. При мне мальчик одной из мам упросил ее записать их на следующую программу. И я догадываюсь, почему: если вспомнить упомянутый «эффект качелей», в таких занятиях гармонично сочетается приятное с полезным. Незаметно для себя дети учились логически мыслить, выделять главное из второстепенного, и вместе с тем отдохнули и обрели уверенность в себе, применяя на практике знания и личные способности. Интерактивные образовательные программы Национального художественного музея наверняка понравятся как даже живущим в ограниченном мире компьютерных игр детям, так и взрослым людям. Без сомнений, это замечательный вариант времяпровождения с семьей, который сплотит ее и поможет отдохнуть духовно и интеллектуально. Обязательно заходите в гости!
Картину смотрела Анна ЕРОХИНА