В «Городе мам» новый участник – режиссер, художник, арт-педагог и мама
двух мальчиков Елена Плютова. Сегодня мы поговорим о том, как творческому
человеку находить время на самореализицию и семью, каково жить между двумя городами и почему это так важно - быть честными друг с другом.

- Елена, расскажите в пару
предложениях о себе и своей семье.
- Меня зовут Лена, я - режиссер, арт-педагог, художник. У
меня два сына: Костя - первокурсник БГУИР (17 лет) и Марат - дошкольник (6.5
лет), художник.
- Елена, вы творческий человек:
режиссер, художник, арт-педагог. Чем вы конкретно занимаетесь?
- Сейчас я живу и работаю в Москве, иногда в Минске. Делаю
театральные праздники для детей - это такие творческие погружения в театральное
искусство. Моя авторская методика. За 2-3 часа мы делаем маленький, но
настоящий спектакль, где 90 процентов придумывают дети (историю, эскизы, текст,
сюжет). Еще веду мастер-классы по декоративно-прикладному искусству (очень
разные техники). Мне повезло работать в отличном месте, где можно учиться друг
у друга, обмениваться идеями, опытом, вдохновляться. Это наши "Творческие
мастерские" на Винзаводе в Москве. Именно здесь мне удалось совместить все
те разные направления творчества, понять, как они взаимодействуют, перетекают
одно в другое. Еще, конечно, постоянно делаю что-то руками - шью платья, делаю
предметы интерьера, подарки. Стихи пишу время от времени. Когда получается
поучаствовать в каком-то проекте в театре, очень радуюсь, это все же основная
моя профессия. Последним были режиссерские читки на фестивале драматургии
"Любимовка". Но это - творчество для души, оно не приносит денег.

- А что больше всего
любите в своей работе?
- В работе люблю.... Я ее просто люблю. Я вообще не могу
заниматься нелюбимым делом. Мне повезло очень, я занимаюсь творчеством.
- Изменилось
ли у вас отношение к работе после рождения детей?
-
Изменилось,
конечно. Я всегда меняюсь, но, если честно, не скажу уже как. Я родила
старшего, когда была весьма юной и всерьез работать начала, когда у меня уже
был ребенок. Поэтому просто не помню уже как это "без ребенка". Для
меня дети - естественная часть жизни. Приходится постоянно удерживать хрупкий
баланс между "самореализация" и "хорошая мама".

-
И как у Вас получается удерживать этот хрупкий баланс? Можете поделиться своим
секретом?
- Секрета
нет никакого. Моя работа - это моя жизнь. Вот я просыпаюсь утром и есть
огромная куча планов на день. Очень хочется всегда что-то сделать, чему-то
новому научиться. Младший ребенок всегда со мной, он видит всю работу почти
всегда, активно включается в процесс. Старший уже в том возрасте, когда нужно
давать детям максимальную свободу. Я очень давно "фрилансер". Это
свобода огромная, но и ответственность, конечно. Нужна высокая степень
самомотивации и желание учиться и развиваться. Вот и учусь. Учусь строить свою
жизнь, свое дело. Дети помогают, на самом деле. Для семьи нет определенного
времени. Есть минимальный план работы на день, можно сделать больше, если
получается и есть время, но меньше нельзя, есть обязательные, как у всех, материальные потребности.
- Как воспитывают детей в вашей творческой
семье?
- Основной принцип, наверное, - честность. Много что можно: можно
злиться, грустить, обижаться, плакать, радоваться... Но врать нельзя, никогда.
Ну и уважение к чужому пространству, чужим желаниям. Принципов или нет, или их
слишком много. Я учусь у Януша Корчака любить детей. Для меня это - идеал
педагогики.

-
Какую роль в воспитание мальчиков играет папа?
- Папа для мальчишек значит очень
много. Это пример, это вектор. Мама может безусловной любви научить, но
похожими хотят быть на папу. Папа
проводит с ребенком столько времени, сколько у него получается, но сейчас этого
времени не много, мы живем в разных городах.
-
Как вы обычно проводите выходные с детьми. Есть ли у вас в Москве или в Минске
любимые детские места?
- В выходные мы много гуляем по Москве. Мы вообще много гуляем по
городу. Ходим в парки. У нас возле дома пруд и лес, тут тоже очень приятно
гулять. Мы любим тихий отдых или совместные игры на природе (теннис, ролики...
). Когда приезжаем в Минск, то стараемся сходить в гости ко всем, кого давно не
видели. Мы вообще очень гостей любим. Домашние мы.
Детское место... Я не делю на детские и недетские. Шумные детские
центры мы не любим. Может быть потому, что шума детского хватает на работе.

- Давайте пофантазируем, какого детского места
не хватает Минску?
- Мне кажется, что Творческая продленка хороша бы была в Минске. И веревочный
парк, типа московского Панда-парк, если его нет еще, технический музей типа
"Эксперементариума".
- Елена, вашу семью можно назвать спортивной?
Посещают ли Ваши дети спортивные кружки, секции? А Вы сами?
- Сейчас, к сожалению, пока у нас спорта не много. Перемены в жизни, не
успеваем пока. А вообще в ближайших планах, конечно же, спортивная секция для
сына - карате и может быть плавание (если будем успевать
по времени). Художнику нужна дисциплина, ничто не прививает
ее лучше, чем спорт. Пока ограничиваемся утренней зарядкой (либо танцами) и
получасовыми "тренировками" на спортгородке. Я стараюсь поддерживать
тело в форме: женская гимнастика, стрейчинг, скакалка... благо опыт телесных
практик позволяет понимать, что именно нужно телу.

- Чем увлекаются ваши дети? Посещают ли
дополнительные занятия? Как младший сын относится к саду?
-
Сейчас мы не ходим в сад, готовимся к школе. Мы учимся по потребности. Вот
сейчас покупка игрушечного духового ружья вызвала интерес к культуре индейцев.
Читаем, изучаем. Для общения с детьми у нас есть наши творческие мастерские и
кружки. В мастерских - всестороннее творческое развитие: работа с различными
материалами, рисование, лепка, гончарный круг, моделирование из картона...
Всегда можно что-то придумать новое. Ребенок учит английский. Он очень нужен,
это не обсуждается. Спорт... Мне важно поддерживать в ребенке живой интерес к
учебе, не стараться загнать в рамки, при этом научить самомотивации и
преодолению сложностей в освоении нового.
Задача
начальной школы - "научить учиться", вот этим сейчас и занимаемся.

- Елена, расскажите про ваше лучшее семейное
путешествие? Какие советы Вы бы дали семьям, которые только собираются на
отдых?
- У нас, к сожалению, не получается пока
путешествовать столько, сколько мы хотим. Но в каждом путешествии есть что-то
особенное. Лучшее всегда впереди.
Советы?... Путешествуйте налегке.
- Какое
у Вас самое запоминающееся детское или семейное событие за последний год?
- Ну, наверное, самое значимое это то, что старший поступил в институт.
Я им безумно горжусь. Я счастлива, что у меня такой сын.
- В вашей семье есть любимые мультфильмы?
- "Хранители снов" любим, "Как приручить дракона"...
Вообще, мы разное смотрим, но временами стараемся посмотреть что-то вместе. Но
учитывая разницу в возрасте у детей, конечно, найти то, что интересно всем не
получается.
- Может у вас есть список книг, который вы
готовы перечитывать снова и снова?
- Кэролл, конечно. "Алиса... ", сказки... Мы читаем много. Каждый вечер мы читаем сказку, даже если в поезде едем, стараемся читать.
Сказки на ночь - это важно очень. Это ритуал, на нем держится детский мир, он
вообще на ритуалах держится. Советы давать сложно, потому, как от темперамента
ребенка зависит очень, от того, мальчик это или девочка. Кому-то нужно про
рыцарей, кому-то про зверей. Есть проверенная годами детская классика, лучше
этого ничего порекомендовать не могу.

- Елена, в какие игры любят играть ваши дети?
- Мы играем в театр. Почти каждый день. Это и работа, и увлечение. Еще мы
снимаем видео-мастер-классы с младшим (акварель и рассказы об искусстве). Это
тоже такая и игра, и работа, и обучение. Любим настольные типа
"меморис". Со старшим мы очень много играли в игру "Что
пропало?". Я брала много предметов разных, выкладывала на стол, нужно было
их запомнить, а потом закрыть глаза. Я убирала что-то, меняла местами, нужно
было сказать, что поменялось. И так увеличивали число предметов (до сотни
почти). Старший очень любил эту игру. А я льщу себе тем, что благодаря этому
тоже он очень умненький, у него великолепная память. Многие игры я придумываю,
в зависимости от того, что развить нужно. Сейчас играем с младшим в
"цепочку ассоциаций". У меня дети разные: старший - логик, у него очень хорошие математические
способности, младший - творческий очень, мыслит концептами. Игра - это средство
обучения хорошая.
- Каким
одним словом Вы бы описали своих мальчиков?
- Одним... Двумя могу. Они - "светлые солнышки", очень чистые
души.
фото из семейного архива
Уважаемые читатели, каждый из вас может поучаствовать в проекте "Город мам". Если вы хотите поделиться с нами своей семейной атмосферой, опытом воспитания детей или самыми любимыми детскими местами в нашем городе, пишите на gorod-mam@ya.ru.