Если бы речь шла о художественной литературе, то пукнуть в ней мог бы только отрицательный герой. Или несерьезный, смешной. Но в книге Аллы Беловой «Все делают это» пукают все! Как такое можно было придумать? И нарисовать?

Алла Белова в своей книге рассказывает о том, что происходит с газами внутри каждого человека и не только. Как Гомер и Шекспир писали про ПУК, кто такие метеористы, как звери, рыбы и насекомые взаимодействуют с помощью газов и многие другие удивительные и забавные факты ОБ ЭТОМ.
Смелость Аллы Беловой уже вознаграждена. Издательство «Самокат» свозило макет книги на несколько международных выставок, где ее очень тепло приняли. Книга переведена и уже вышла в Латвии и Корее.
Расскажите, какие отзывы вы чаще всего получаете на свою книгу? Сталкивались с критикой?
При личных встречах я получаю только положительные отзывы. Мне часто говорят, что подарили книгу ребенку подруги/сестры/знакомой и он был в восторге, а потом он отнес книгу в школу и там тоже произвел фурор. Я в такие моменты подпрыгиваю от радости и чувствую, что внутри все как будто поет.
Пару раз наталкивалась на очень тонкую критику. Люди говорили вроде бы нейтральные слова, но по лицу было понятно, что тема им крайне не нравится. В социальных сетях критики больше. Люди пишут рецензии о том, что книга «необычная», тема для российского читателя «непонятная». Ведь в наших книгах должно быть все серьезно и по делу.
Как реагируете на критику?
Мне нравится, когда тема и книга вызывают споры. Это значит, она тронула читателей, оставила какой-то отпечаток, пусть и не исключительно положительный.
Расскажите, как вам пришла идея книги? Почему именно эта тема?
Вначале я хотела написать детскую книгу про пищеварение. Когда размышляла над темой, нарисовала волка, у которого в животе была Красная Шапочка и бабушка, а из попки у него выходил «пшык». Долго рассматривала эту картинку, а потом решила погуглить данную тему. И что я нашла! Я пропала на несколько часов! И мне сразу стало ясно, о чем я буду писать и рисовать. Тема оказалась очень уж интересной, веселой и познавательной - все как я люблю.
Расскажите, пожалуйста, как проходила работа над книгой? Сколько времени прошло от идеи, до того, как вы впервые взяли книгу в руки?
Работа над книгой проходила легко, но долго. Весь путь занял около года. Идея и почти все материалы были готовы за месяц. Я все отрисовала, и мы вместе с издательством «Самокат» пребывали в радостном настроении. Но потом пришел научный редактор, и начались правки. Так у нас сразу ушло пару разворотов. Но я смогла придумать новые и даже более интересные. В итоге получилось намного лучше, чем задумывалось. И это прекрасно!
Над текстом книги потом поработал Борис Войцеховский. Сделал его более живым и «детским». Он просто потрясающий! Я когда прочла пару строк его текста - заливалась хохотом и слезами. Еле дочитала в первый раз. И до сих пор не знаю, какую магию он использовал, чтобы вот так написать.
Командная работа была очень плодотворной и результативной. Я помню, как отправляла последние правки перед новым годом и не верила, что это все. А потом уже в январе я держала готовую книгу в руках.
Что вы почувствовали в этот момент?
Кажется, я тогда еще месяц не осознавала, что вот эта книга наконец-то вышла и стоит на полках в магазинах. Наверное, я даже и сейчас не до конца верю в это.
А ведь потом я ее видела в витрине во время Болонской ярмарки - это было просто сногсшибательно!
Какой сюжет в книге «Все делают это» у вас любимый и почему?
Я очень люблю разворот про термитов и личинку бисерной златоглазки. Там такой "сюр”! Когда я читала в первый раз про их взаимоотношения - я была шокирована и думала, что это байка. И сразу представила себе эту сценку: злая личинка и заблудившиеся термиты, которых ждет печальный конец. Когда я рисовала, то в процессе даже всплакнула, потому что в начале у моих термитов были имена.
Все, что написано в книге, – это чистая правда? И то, что рыбы общаются пуками?
Чистейшая правда! Недаром у нас был научный редактор - Даша Саркисян. Она потрясающая. В книге все серьезно и подтверждено научными статьями.
Какая черта характера помогает вам в работе, какая мешает?
Лень. Она мой недостаток, она же и двигатель всего во мне. Именно благодаря ей я делаю восемьдесят дел «сейчас» вместо одного «потом». Правда, я пока не научилась пользоваться ею правильно. Иногда у меня случаются провалы на целые недели, а потом быстрая наработка упущенного.
А еще я ужасный менеджер своего творчества и всего, что я делаю. Вот с этим я пока не знаю, как бороться. Но точно найду способ… может как-нибудь потом… (прим. смеется).
У вас интересный творческий путь: сначала вы мечтали стать художником, окончили художественную школу, но в университет поступили на высшую математику, а после его окончания стали все-таки художником-иллюстратором. Расскажите, как так вышло? Почему математика? Казалось бы, две противоположных сферы…
Я родилась в семье художников - все детство рисовала и была окружена красками. Но бабушка у меня кандидат технических наук и очень любила математику. Поэтому благодаря ей я научилась умножать и делить раньше, чем читать. Мне очень нравились задачи по математике, которые придумывала бабушка. Она учила меня, что при одном условии может быть несколько ответов. Все зависит от решения и понимания задачи, от того, как поставишь вопрос.
В школе мне гуманитарные науки не давались, а вот математика шла легко. Рисовать к 10 классу я расхотела. То есть я больше не могла видеть натюрморты. Поэтому самое легкое, что мне оставалось, - это математика. В итоге я проучилась 5 лет на матфаке и окончила его с красным дипломом. Я до сих пор обожаю математику. И всегда говорю, что она - это творчество в высшей степени.
Может быть, когда-нибудь вернусь к ней и защищу диссертацию, но пока делать книги для детей мне интересней. Ведь это тоже наука в каком-то роде. Придумываешь тему и проводишь для нее исследование. Разница с научной работой только в том, что в книге ты упрощаешь информацию, а не усложняешь.
Какой этап в процессе работы над книгой у вас самый любимый?
Мне нравятся два этапа: придумывать и рисовать. Сложно мне дается проработка и правки. Придумывать - это весело. Лежишь или ешь и фантазируешь, воображаешь. Целый мир рождается в твоей голове. А рисовать - это медитация для меня. Я могу сесть за стол с утра и не вставать до позднего вечера, если меня не будут отвлекать.
Как вы справляетесь с кризисами в работе?
Кризис у меня наступает после проекта. Ты его сдал и внутри остается какая-то пустота. Я не могу сразу приступить к другой идее. Нужно время отпустить. В это время я стараюсь просто рисовать котиков. Котики всегда выручают.
Расскажите о своем новом проекте для издательства «Самокат». О чем будет вторая книга?
Я заканчиваю книгу «Все млекопитающие делают это». Осталась пара штрихов и можно отправлять в печать. Эта книга об эволюции млекопитающих, о том, как появилось молоко, и о том, как матери кормят своих детенышей. В книге есть все виды грудей и сосков. Оооочень много грудей.
Класс! Вы очень смелая!
Если только немножечко. Честно говоря, мне хотелось бы больше. Я все-таки еще боюсь слишком большой критики, хотелось бы стойко ее выслушивать и конструктивно отвечать без эмоций. Я стараюсь абстрагироваться.
Беседовала Вера Сирота
На фестивале «Город и Книги», который пройдет 19-20 апреля в Научной библиотеке БНТУ (ул. Я.Коласа, 16), Алла Белова, молодой иллюстратор из Ярославля, расскажет о своем необычном (и провокационном) опыте и покажет, как создавала свою смешную и очень познавательную книжку о том, что происходит с газами внутри каждого человека.