Интервью со Светланой Бень-Залесской, многим знакомой как Бенька, у редакции Family.by срывалось дважды. Казалось, у музыканта, актрисы, режиссера, мамы двоих детей, жены на нас просто физически не хватает времени. Но мы упорно «напрашивались» на беседу и догнали талантливую «беглянку» на уютной в своем творческом беспорядке кухне Светланы. После успешной презентации детского музыкального альбома «Серебряной свадьбы» «Музыка-всё» автор и вдохновитель проекта Светлана была уставшей и впечатленной, слегка опустошённой и одновременно наполненной новыми идеями, но, как всегда, неземной и яркой. В своей бесподобной открытой манере Бенька с удовольствием ответила на наши вопросы.

- Светлана, начнем беседу издалека. Кем вы хотели стать в детстве?
- Есть такие семейные легенды, которых сам человек не помнит, но родители и родственники рассказывают их, и хочется им верить. Так вот мне рассказывали, что с самого маленького возраста я говорила, что хочу стать «клованом». И это желание меня так и не покидало и не покинуло (смеется).
Для меня клоун – это профессия, призвание, образ жизни, достижение своего внутреннего мира. Это слово с большой буквы. Я не осмеливаюсь назвать себя клоуном. Это так же, как назвать себя поэтом. Это как будто бы сказать, что «я хороший поэт». Это слово всегда с большой буквы.. Скорей я была бы признательна, если бы меня причислили к «Клоунам». Эта моя мечта. Мое стремление. Эта близкий для меня способ существования.

- Вы очень много работаете. Получается ли у вас отдыхать? Что для Вас самый лучший отдых?
- Нет. Не получается (смеется). Мне кажется, если делать что-то качественно и перфектно или просто максимально хорошо, то отдыхать — преступление. Человеку, который делает что-то творческое, необходимо отдать все свое время. Без остатка. В этом случае у него нет ни личной жизни, ни семейной, ни общественной, никакой. Как только он позволяет себе чуть-чуть расслабиться или немножко больше времени отдать «святому» — детям, от этого начинает страдать работа. Я это вижу касательно творческих женщин, которые пытаются совместить детей и творчество. Я уже пришла к выводу, что это сделать невозможно. Пока я поняла, что надо между всем балансировать. А как при этом еще умудряться отдыхать – это большой вопрос.
- Неужто вы ни разу не путешествовали с детьми, как это делает большинство людей?
- Были такие поездки. Как-то раз мы съездили к друзьям в Одессу и в Германию. Как совершенно добропорядочная семья, мы собрались, сели в машину и поехали. Мы составили прекрасную программу путешествия, должны были посетить музеи, мероприятия… И большую часть плана мы выполнили. НО! День на четвертый у меня начался нервный тик, и я рвалась делать какой-то спектакль, импровизированный концерт… (смеется).

- Можете ли Вы представить вашу творческую семью в самый обычный субботний день? Какой он?
- Идеальное утро... Мне кажется, это когда еще можно поваляться в кровати. Здорово, если в нее заберутся дети и все обнимутся, чтобы сидеть как будто в уютном сказочном гнезде. Мне кажется, с самого утра важно взять себя в руки. Потому что каждое тело по закону физики стремится к покою, и человек вполне комфортно для себя может провести целый день в халате. Поэтому важно взять себя в руки, как в пионерском лагере. Всем вскочить, произвести построение, придумать гениальный план — так, чтобы в него поместилось много увлекательных событий, — и придерживаться его целый день. Всем позавтракать как-то радостно, рассказывая друг другу истории, после чего быстро убежать из дома за приключениями. Мне кажется, Минск для этого идеально подходит – он богат приключениями.

- Какое у вас самое любимое место в Минске?
- Я Минск обожаю. Это очень красивый город. Минск у меня ассоциируется с интеллигентным, спокойным писателем. В Минске огромное количество парков и зеленых зон, достаточно мест для велосипедных прогулок. В Минске есть замечательный планетарий. Там очень хорошая панорама звездного неба. Она впечатляющая для взрослого и ребенка. Там всегда очень хорошие программы и работают самоотверженные люди, любящие астрономию, небо, звезды, космос. Прекрасные места расположены в Новинках в Свято-Елисаветинском монастыре. Там невероятной красоты все.
В Минске есть замечательный Городской Лесничий-Игорь Корзун, который устраивает пешие прогулки и рассказывает много о городе, о наших друзьях – деревьях.
Огромное количество событий устраивает проект «КалiЛаска», бэби-театр «Бусы». Появилось множество маленьких театров, где постоянно идут трогательные, теплые, добрые, наполненные большой любовью спектакли.
Мне кажется, быть ребенком в Минске очень интересно. Есть масса полезных и вдохновляющий занятий. Есть много мест, куда можно сходить.
А самое мое любимое место, куда я вожу всех своих друзей, – это фантастический зоопарк на улице Седых. Замечательный человек вырезал целый ковчег зверей из пенопласта. «Звери» стоят в палисаднике, висят на деревьях и украшают маленький уютный двор.
Украшения Минска – это район Осмоловка, старые застройки Тракторного района.
Только дай мне время, и я бы Минск излазила весь вдоль и поперек. Чего и всем желаю.
А еще я нигде в мире не видела столь отчаянных и «апантаных» экскурсоводов, которые проводят прекрасный фестиваль экскурсии. Где люди рассказывают просто непостижимо интересные истории о Минске.

- Чего на ваш взгляд не хватает детскому Минску?
- Путешествуя по Германии, мы видели две важнейшие вещи, которых не хватает Минску и, возможно, всему постсоветскому пространству. Это особенные, фантазийные детские площадки. У нас они стандартизированные, обычные, а там такое ощущение, что к каждой площадке подошел только что окончивший вуз дизайнер-медалист. К примеру, во дворах есть колонки-помпы, через которые выпускается вода, бегущая по лабиринту. В этой воде можно брызгаться, плескаться — там спокойно к этому относятся. Ребенок должен все пробовать на ощупь, вымазываться, не трястись за свои белоснежные одежды, когда приходит на детскую площадку.
А второе… В каждом музее в Германии уделяется внимание не только взрослым, но и детям. К примеру, «Музей техники» в Германии может порадовать и маму, и папу, и детей. Я человек далекий от машин. Мне это не интересно, но из этого музея меня не могли вытолкнуть, потому что для меня там все было увлекательно, любопытно, занятно, познавательно. Вот стоит экспонат – машина в разобранном виде. Мужчины прилипают к той части, где показывается, как работает двигатель, рядом с это машиной стоит маленький куб, в который можно лазить, и он внутри обклеен маленькими-маленькими машинками – дети залазят в этот куб, копошатся там. В это время мама может заглянуть в какую-то коробочку, в которой будет звучать песенка времени, когда была выпущена эта машина. Для всех есть что-то интересное и все можно трогать: нажать на кнопочку, дернуть за веревочку, открыть ящичек.
- Вы много путешествуете, живете в других городах и столицах. Отличается ли уровень кидсфрендли Минска от других городов?
- Вообще сейчас в мире такая общая тенденция – больше дружелюбия к детям, больше демократичности. Взрослый мир ушел от авторитарного отношения к детскому миру и занял позицию наравне с ребенком. Это ощущается во всем и всюду. Иногда это бывает даже чрезмерно (смеется). Порой хочется для детей больше порядка, дисциплины и внимания к словам взрослого. Потому что очень часто слова взрослых направлены на ограждение детей от опасностей настоящих и гипотетических. Я не знаю, где такой баланс, но к нему надо стремиться. Не перегибать палку ни в одну, ни в другую сторону.

- Недавно у вас вышел детский альбом «Музыка – всё». Что вас вдохновило на детский проект?
- Эта очень важная и драгоценная программа. Я слежу за тем, что смотрят и читают современные дети. Я люблю детскую литературу и коллекционирую ее с детства. Когда я была маленькой, за книгами стояли в очередях. И до сих пор у меня сохранилось трепетное отношение к ним. Я все детство провела в библиотеке. И книжки стала покупать себе вместо конфет и сладостей. Честно говоря, я не люблю читать литературу для взрослых. У меня крайне мало любимых взрослых писателей. И, как правило, они пишут для детей в том числе. Поэтому мне всегда хотелось написать что-то для детей, но я всегда опасалась такой большой ответственности. Так получилось, что я написала песни не для детей, а для взрослых, которые получились детскими. К примеру, песни «Курсы вождения для приведения», «В гараже у дяди Вити» или «Прекрасная коллекция» писали во взрослую программу, но они получились игровые и для детей подходящие. Но были и песни, которые мы писали специально для детей, чтобы порадовать их, посмешить, позабавить близких и дорогих малышей.
От слушателей пошла волна вопросов: «Почему вы никогда не играете для детей?». И мы стали собирать песни, но они звучали слишком агрессивно и громко , были в стиле "взрослой” «Серебряной свадьбы». Тогда я предложила осуществить мою давнюю мечту – исполнить музыку на необычных инструментах и обычных предметах. К тому же, как раз родилась песня «Музыка -всё», которая все объединяла в одну концепцию. У нас есть много слушателей с детьми. И взрослые также хотят приходить на концерты с малышами. Для такой публики и был создан альбом и концертная программа.

- Как альбом приняли ваши дети?
- Мои дети слушали эту музыку очень долго: ходили на концерты еще до того, как был записан альбом, слушали столько раз, сколько мы с ней работали дома, и ходят теперь на все выступления. Я думаю, поэтому они не являются показателями. Но им нравится. Замечаний они не высказали, а только похвалили. Хотя могли сказать и нелицеприятные слова, учитывая, сколько раз им пришлось слушать пластинку и видеть программу.
- А какую музыку вы слушаете сами?
- Я слушаю настолько разную музыку, что не могу задать единый вектор. Музыка, которая находится со мной в большом резонансе, Pascal Comelade, Detectiv Biran, Beirut, Male Instrumenty, Metronomy (особенно их первый альбом). Я очень люблю слушать забавные, странные, трогательные звуки, как будто играет оркестр детских игрушек. При работе с альбомом «Музыка - всё» мы ориентировались на Pascal Comelade и Male Instrumenty и вдохновлялись их работами. А последний год мы жили с Гражданской обороной и Joy Division.

- Ваши детские спектакли поставлены на произведения не белорусских писателей. Вам ближе зарубежные авторы?
- Мне очень близки писатели Туве Янссон, Астрид Линдгрен, Синкен Хопп, Льюис Кэролл… Я очень люблю Артура Гиваргизова, Григория Остера, Эдуарда Успенского, Даниила Хармса, Юрия Коваля, Марину Москвину...
У них небанальный, абсурдистский, неожиданный образ мышления. Вообще очень пугает морализаторство в детских книгах, а у этих авторов нет никакого вывода, кроме того, что мир велик, что в нем много неожиданностей, и его украшают дружба, взаимопомощь и что возможности твоей фантазии безграничны!
Беседовала Анна КОПАЧ
Фотографии из соцсетей группы "Серебряная свадьба"
*Перепечатка материалов Family.by возможна только с письменного разрешения редакции.