Без режиссера и молодой мамы Натальи Левановой в Минске было бы куда меньше сказок. В рамках ее проекта «Казачкі бай» проходят чтения сказок и уютные детские спектакли малых форм. Благодаря другому ее проекту «Диафильм Live» мы вспомнили о магии диафильмов, которые, оказывается, ничем не уступают современным мультфильмам. Фестиваль сказок «Казачны Джэм» тоже был бы невозможен без нашей героини. Мы встретились с Натальей и узнали все о крафтовых проектах для деток, а также поинтересовались, хватает ли у творческой мамы времени на семью.

-Многие мамы именно во время декретного отпуска начинают
свое дело, причем, чаще всего оно как-то связано с детьми. Как вы пришли к
своим проектам?
- Да, к своим детским проектам я пришла через ребенка. С идеей
фестиваля сказок я еще беременная носилась как сумасшедшая: «Надо делать! Если
не сейчас, то никогда!» Можно сказать, выносила план фестиваля вместе с моим
сыном. Родился Клим, а на следующий год прошел первый «Казачны джэм».
На идею этого проекта меня вдохновил Берлинский фестиваль
сказок. Только представьте: целый месяц по всему Берлину показывают сказки. Это
же так здорово! Ведь в сказках очень много информации, много возможностей для
интерпретаций, они показывают мир и детский, и взрослый - разный. Так почему бы
не попробовать создать что-то подобное в Беларуси? Вместе с бэби-театром «Бусы»
мы начали придумывать формат. С каждым годом мы его трансформируем и
трансформируемся вместе с ним. У нас у всех есть дети, и они, безусловно,
влияют на нашу работу. Когда появляется ребенок, ты возвращаешься к себе
маленькому, который верил во что-то другое, но вырос - и забыл про это.
Начинаешь вспоминать, какие мультики, сказки нравились тебе. Вспоминаешь, что в
твоем детстве было что-то классное, о чем общество сейчас забыло. Так я
вспомнила о диафильмах - и появился проект «Диафильм Live».
- Чем, на ваш взгляд, отличается современное детство от
детства вашего поколения?
- Сейчас в наш мир пришло больше техники и информации. Я
помню, когда мне было лет пять-шесть, телевизор был черно-белый, показывал
плохо и всего только три канала. Мы с нетерпением ждали «Калыханку» и Диснея по
выходным, все остальное - на ценных видеокассетах. Сейчас же для детей все
доступно. Ребенок уже знает, что может посмотреть любой мультик, ему не надо
ничего ждать. А родителям сейчас сложнее: им нужно ограничивать этот
бесконечный поток информации.
- Вы сдерживаете сына в просмотре мультфильмов?
- Да, стараемся ограничивать. Проще это делать, когда нет
телевизора. У нас в квартире его нет, но сейчас мы живем у моих родителей, и у
них телевизор есть. Мы почувствовали, что стало сложнее. Оттуда идет
неконтролируемый поток информации - и реклама, и кино, и все такое
притягательное для ребенка.
- Диафильмы ему тоже нравятся?
- Время от времени. В раннем детстве он вообще их не любил. Сейчас
Клим уже повзрослел и некоторые диафильмы смотрит с удовольствием, хотя часть
все же проходят мимо него. Иногда вообще возмущается: я не хочу смотреть на
стене, хочу на компьютере! Но поскольку и я, и муж заняты в проекте, сын время
от времени просто вынужден ездить с нами и быть зрителем проводимых нами
меропрятияй.

- Могут ли диафильмы конкурировать с современными мультиками?
Казалось бы, у последних есть все преимущества...
- Для меня в диафильмах есть своя магия. Я помню, как мама
занавешивала простыней окно, папа читал текст, комнату наполнял световой луч.
Это не обычный просмотр мультика, а целое завораживающее таинство, что-то
среднее между театром и мультипликацией. Но современным детям воспринимать
диафильмы сложно: у них быстрое восприятие, и в диафильмах им не хватает
скорости. Нужно время, чтобы современный ребенок адаптировался, особенно если
он смотрит много мультфильмов, где все мелькает, бежит и летит. Большинство
детей все равно постепенно вовлекаются в процесс просмотра диафильма. Тем более
что мы стараемся подбирать разные истории, в которых есть не только что-то
поучительное, но и юмор. Чтобы и детям, и взрослым было интересно.
- В ваших социальных сетях я читала отзыв одной из мам.
Мероприятия «Казачкі бай» она назвала крафтовыми: они с душой, но не для всех
зрителей. Согласны ли вы с таким определением?
- Мы открыты для всех. Но если люди ожидают исключительно
развлечения, то они, возможно, разочаруются. У нас не шоу, а камерные
мероприятия, которые мы строим на взаимодействии со зрителями. Мы хотим
почувствовать каждого из них, пообщаться, сделать что-то вместе и разойтись с
какой-то общей мыслью. Наша цель не сводится к доведению аудитории до восторга.
- А какая у вас цель?
- Мы стараемся задействовать родителей и детей в тандеме,
чтобы, придя к нам, они почувствовали радость от совместного открытия.
По-моему, это как раз и интересно - пережить что-то необычное вместе с
ребенком, а не просто привести его развлечься, а самому посидеть в это время в сторонке.
Совместно пережитое приключение семья потом может развить дальше. Показ
диафильмов у нас завершается мастер-классом по теневому театру. Некоторые
ребята так увлекаются, что забирают с собой своих персонажей и собираются
делать такой театр дома. А родители спрашивают у меня, где можно купить
проекторы. Я знаю, что многие мамы потом на потолке показывают ребенку перед
сном фильмы. Это очень сближает! Хорошо, что благодаря нам в семьях появляются
такие варианты досуга. По своему опыту знаю, как тяжело, когда ребенок сходит
дома с ума, потому что ему скучно, он не знает, куда деть свою энергию. Когда имеешь
под рукой много вариантов совместных занятий, становится проще.

- Как вы думаете, достаточно ли в Минске интересных проектов
для детей?
- Думаю, не достаточно. А те, что есть, к сожалению, не
широко распространены, многие родители о них просто не знают. Но есть и хорошие
тенденции. Я замечаю, что некоторые заведения стали прислушиваться к нуждам
родителей с маленькими детьми. Например, музеи начали делать специальные
программы для детей в виде интересных квестов, интерактивных инсталляций, игр. В
целом, мы движемся в правильном направлении, но это движение происходит как-то
очень медленно.
- Вы можете как-то это объяснить?
- Таким проектам, в первую очередь, тяжело с финансовой
стороны. На наши мероприятия мы не делаем слишком дорогие билеты, ведь сейчас
всем экономически тяжело. Но и слишком дешевыми они тоже быть не могут, потому
что это нерентабельно. И при всем этом часто слышим возмущение от родителей: «Чего
вы такие недемократичные!» Это только со стороны кажется, что на показ
спектакля или диафильма мы тратим час времени. По факту, на каждое мероприятие приходится
три-четыре часа (ведь нужно все подготовить, а потом убрать). А ведь есть еще
временные и финансовые затраты на создание всего действа! Самая большая статья
расходов - это аренда. Да и те небольшие деньги, которые удается зарабатывать,
идут в новый проект. Поэтому люди в нашей команде вынуждены совмещать работу
над нашими проектами со своей основной работой, приносящей доход. Понятно, что
при таком совмещении успевать делать все просто невозможно.
С финансовыми проблемами столкнулся в этом году и наш
фестиваль «Казачны джэм». Из-за экономической ситуации в стране у нас совсем
пропали финансовые партнеры. По этой причине мы объявляли сбор средств на
«Улее». Вроде бы и государство интересуется фестивалем, но на свой запрос мы
получили такой ответ: "В этом году уже ничем не сможем помочь, может, вот в
следующем…”
Финансовый вопрос был бы решен, если бы у минских небольших
коллективчиков появилась своя площадка, своя база, за которую не брали бы
огромную аренду, а взимали разумную сумму.
- В этом году «Казачны Джэм» попробовал использовать
краудфандинговую платформу «Улей», но необходимая сумма полностью так и не
собралась. Выходит, краудфандинг - не самый действенный инструмент в
продвижении фестивалей для детей?
- Возможно, мы просто не смогли донести информацию до наших
потенциальных зрителей. Сыграло свою роль и то, что большинство людей в
Беларуси вообще не знает, что такое краудфандинг. Кто-то думает, что это обычное
пожертвование денег, в то время как это - взаимовыгодный бартер. Вы нам
денежку, а мы вам - пригласительный на фестиваль. Сегодня краудфандинг близок
молодежи, но это, как правило, не наш сегмент: они еще не стали родителями,
поэтому, скорее всего, заинтересуются каким-нибудь другим проектом. Но я не
жалею, что мы попробовали краудфандинг: благодаря нему мы нашли одного хорошего
партнера.

- Ваш проект называется «Казачкі бай», другой проект
«Диафильм Live» тоже обращается к сказкам, а «Казачны Джэм» - целый фестиваль
сказок. Чем вас так привлекает сказка?
- Она универсальна и всегда содержит в себе хорошую добрую
мысль. Кроме того, есть очень много интересных авторских сказок, которые с
необычной стороны интерпретируют мир. Сказка открыта для различных форм. Ее
можно просто читать ребенку на ночь. А можно сделать еще более увлекательной,
внедрив в нее элементы спектакля. Такой способ прочтения поможет малышам
быстрей познакомиться со всеми органами чувств, ведь будут использованы
визуальные, тактильные и слуховые элементы. Во время наших чтений перед сном мы
с сыном рассматриваем картинки, обсуждаем с ним какие-то возникающие по ходу
чтения вопросы.
- Какие сказки вы читаете сыну?
- Зачастую он сам выбирает. Если какая-то книга ему
понравится, то мы можем на протяжении месяца каждый вечер читать только ее.
Переключить ребенка на что-то другое не получается, пока он сам не
заинтересуется новой книгой, а о старой тогда он уже и не вспоминает. У нас в
фаворитах перебывали уже «Федорино горе», «Доктор Айболит», «Умная собачка
Соня», «Карлсон»...
- Книги на белорусском языке присутствуют в вашей детской
библиотеке?
- Да, но проблема в том, что у нас в принципе выходит меньше
детской литературы на белорусском, чем на русском. Еще с моего детства у меня
остались белорусские сказки, но в них мало картинок, и ребенок говорит: «Неинтересно!»
Есть у нас дома и несколько новых белорусских книжек. Стоят они недешево, поэтому много не покупаем.
- Где вы любите проводить время всей семьей?
- Мы любим путешествовать. Дома мне довольно сложно
управиться с ребенком. У сына непростой требовательный характер, а в четырех
стенах от переизбытка энергии и от желания привлечь к себе внимание у него и
вовсе одно баловство моментально сменяется другим. В путешествиях всем проще:
перед Климом разворачивается большое поле для деятельности, да и нам с мужем
гораздо легче дышится. Мы все наши поездки называем «путешествиями». Для нас
выбраться в город - это тоже путешествие. Любим ездить в парки, в зоопарк, на
детскую железную дорогу. Но больше всего нам нравится выбираться к водоемам: там
много всего интересного. Я спрашиваю у ребенка: «Куда едем?» - «К водичке!» -
готов у него ответ.
- Вы занимаетесь сразу несколькими творческими проектами. Хватает
ли при этом времени на общение с ребенком?
-Во время активной подготовки к какому-нибудь проекту, общения
с ребенком катастрофически не хватает. Когда я остаюсь с ним, то стараюсь
полностью отгородиться от работы, но это не всегда получается. Бывает, телефон
или компьютер возвращают меня к рабочим вопросам. Но чтобы по-настоящему быть
вместе с ребенком, не достаточно выключить компьютер и отложить подальше
телефон, нужно еще и освободить ум…
- Дети чувствуют, когда ваш ум занят чем-то другим...
- Да, они это чувствуют и расстраиваются. Поэтому лучше
очень четко разделять свое время.

- Вашу семью можно назвать по-настоящему творческой. Ведь
муж Виктор Красовский - и режиссер, и актер, и драматург. Что творится с бытом
в такой творческой семье?
- Быт у нас страдает. Время от времени успеваем готовить, но
бывает, что и магазинными пельменями спасаемся. Иногда что-то перекусываем в
городе. Особенно сложно, когда на нас двоих наваливается много дел
одновременно. Сейчас делаем в квартире ремонт, который как раз никуда не
движется, потому что нам совсем некогда этим заниматься.
- Бабушки и дедушки помогают?
- Конечно, стараются помогать, но они еще и работают,
поэтому во времени не слишком вольны. На одни выходные, бывает, забирают Клима
на дачу, а на вторые скажут: «Может, он в городе с вами останется?» Оно и
понятно, им на выходных тоже хочется отдохнуть, а напор энергии Клима мы и сами
не всегда выдерживаем.
- Хотите, чтобы сын тоже связал свое будущее с творчеством?
- Таких планов мы не строим. У Клима сейчас главный герой -
водитель мусоровоза, поэтому мы к этому относимся проще. Главное, чтобы человек
сам нашел себя, и не надо мешать ему в этом. Мне бы хотелось, чтобы у моего
сына путь к своему любимому делу был проще, чем у меня. Я, например, не сразу
пришла к режиссуре, по первому образованию я редактор-технолог.
Я за то, чтобы разрешать ребенку пробовать все, что ему
хочется. Хочешь - занимайся танцами, хочешь - рисуй. Хочешь - иди в музыкальную
школу, хочешь - уходи оттуда. У меня в детстве была такая свобода, родители
доверяли мне, за что им большое спасибо. Учебу в обычной школе я совмещала с
занятиями в хореографической и музыкальной. Когда мне оставалось доучиться год
в музыкальной школе, я решила ее бросить: поняла, что не могу больше тянуть такие
нагрузки, да и в музыкальной школе мне ничего не нравилось, кроме игры на
балалайке. Я заявила маме: «Все, я ухожу!» - «Ну, уходи». Считаю, что благодаря
тому, что я не боялась пробовать новое и расставаться с тем, что меня не
интересовало, я и стала тем человеком, кем являюсь сегодня.
- Какой вы представляете себя лет через десять?
- Даже не знаю, это очень далеко. Когда меня спрашивают о
следующем понедельнике, я говорю: «Давайте созвонимся в воскресенье». Мир такой
нестабильный, он постоянно меняется, поэтому пока у меня нет четкой схемы на
будущее. Я двигаюсь вперед, опираясь на мой внутренний ответ на внешние
факторы. Но одно могу сказать точно: я и дальше хочу ставить спектакли для
детей и взрослых, говорить с помощью сказок о темах, которые волнуют меня,
выстраивать искренний диалог с аудиторией. Кто знает, может, через пять лет я
скажу, что все это было ошибкой, но сейчас я верю в это.
Полина Лисовская
*Перепечатка материалов Family.by возможна только с письменного разрешения редакции.