Кари Лоухивуори, педагога,
бывшего директора школы, а ныне «посла финского образования» встречали в Минске
как дорогого гостя. За несколько дней до
его приезда социальные сети заполнились репостами
новости о том, что компания "А100
Девелопмент" приглашает для консультации по организации пространства
школы в Новой Боровой известнейшего финского учителя и что он проведет мастер-класс.

В итоге желающие послушать о возможностях применения инструментов финского образования в
белорусской реальности практически полностью заполнили большой зал КЗ «Минск». Кари пошутил по поводу такого приема, что он
не суперзвезда, и что возможно пришедшие ошиблись залом. Однако практически все
сидящие в зале точно знали на встречу с кем и чем они пришли и даже приехали из
других городов – с человеком, который
олицетворяет собой финское образование, самое успешное на сегодняшний
день. Какие секреты поведал в тот вечер Кари Лоухивуори? Вот несколько основных тезисов его выступления:
- Почти полвека назад финское
общество осознало, что их система образования безнадежно устарела, донесло эту
мысль до власти и совместными усилиями приступило к реформе. Не было волшебника
в голубом вертолете, который прилетел и построил красивые современные школы,
наполнил их талантливыми педагогами и стремящимися к знаниям учениками. Все это
сделали сами финны.
- Образование должно готовить к
жизни. Финны строят конкретную модель
будущего и постоянно вносят в нее коррективы под влиянием тех изменений, которые происходят в мире.
Исходя из построенной модели они ставят задачи образованию. И это касается не только и не столько набора знаний, умений и
навыков, но и определенных качеств личности учащегося.
- В центре образования в
Финляндии – учитель. Это очень почетная, уважаемая и хорошо оплачиваемая
профессия. Там нет проверяющих, противоречивых требований, внеклассной
нагрузки. Выбор метода работы остается за учителем.
- В Финляндии считают, что оценка
как цифра сама по себе мало информативна. Чтобы оценить эффективность работы ученика
нужно говорить и об его умении строить отношения в коллективе,
общаться, помогать другим. Срезы, оценивающие уровень подготовки учеников
проводятся редко, выборочно. Кари сравнил это с медицинской процедурой забора
крови на анализ: взять капельку, чтобы понять состояние всего организма. Если
продолжить эту аналогию, то кровью, «выпитой» у наших детей, родителе и
учеников во время проверок, можно обеспечить несколько станций переливания.

-
Играть! Большие перемены и
каникулы, много времени на свежем воздухе, активные игры, мало домашних заданий,
особенно в начальной школе.
- Родителям Кари порекомендовал
больше быть с детьми, имея в виду не столько количество, сколько качество
проведенного времени: вместе принимать пищу, смотреть фильмы, читать книги,
обсуждать увиденное и услышанное.
- Доверие. Это тот фундамент, на
котором строится образовательная система Финляндии. Государство доверяет школе,
не вмешивается без реальной необходимости в учебный процесс, родители и ученики
доверяют учителю. Без этого основного компонента все остальное перестает иметь
смысл.
- Кари сделал акцент на том, что
чужую систему нельзя полностью скопировать – нужно создавать свою. Это
небыстрый и кропотливый путь, не исключающий проб и ошибок. Начинать по мнению Кари нужно с учителей,
обеспечить им достойный уровень образование и заработной платы. Ведь хороший
учитель может достойно выполнять свою работу даже в очень простом помещении.
Хотя окружающая обстановка, безусловно, очень влияет на ребенка. Красивый
интерьер задает в его понимании мира высокие стандарты, ему будет с чем сравнивать, чтобы понимать что
красиво, а что – нет.

Что из сказанного Кари мы, простые граждане, можем сделать, чтобы образование
в нашей стране перестало быть больной темой для родителей, детей и других
участников этого процесса? Очень важно понять, что кроме нас самих никто не
заинтересован, чтобы наши дети получали хорошее образование. Для начала надо
признать, что существующий стандарт в этой области не соответствует требованиям
динамично меняющегося мира. Нужно говорить об этом, читать, обсуждать, делиться
информацией, создавать правильное информационное поле.
Мы в состоянии обеспечить нашим
учителям уважительное отношение,
адекватную обратную связь, поддержку интересных инициатив, а также
благодарность за их работу. Можем создавать и подписывать петиции, призывающие
привнести изменения, или пополнить ряды
тех, кто выступает в СМИ и социальных сетях против устаревших, неэффективных и
абсурдных требований к учителям.
Уже сегодня мы можем перестать
излишне драматизировать на почве «неудач» в школе, научить детей не
сравнивать себя с кем-то другим, а только с самим собой вчерашним и
сегодняшним. Прекратить рисовать детям картины мрачного будущего в случае
низких балов, проваленного теста или контрольной, заставляют переписывать
задания бесчисленное количество раз, доводя «до совершенства» и до нервного
истощения, не таскать малышей по бесчисленным развивающим занятиям в ущерб
игре, отнимая драгоценное время детства. Постараться быть разумными родителями,
опорой и поддержкой своим детям, качественно проводить с ними время,
показывать, что такое здоровый образ жизни
на своем примере, быть активными и инициативными.
Услышать о самой передовой системе образования
из уст человека, который был у истоков реформ и принимал в ней самое
непосредственное участие – это очень вдохновляющий опыт. Открытость, простота,
живой юмор и содержательность речи финского учителя стали для меня очередным
доказательством того, что нет необходимости излишне умничать, чтобы произвести
впечатление. Если ты веришь в то, что говоришь, если за твоими словами стоит
опыт и любовь к делу, то сказанное не вызывает сопротивления, такого человека
хочется слушать и вдохновляться на перемены.
С одной стороны, масштаб необходимых нашей
системе образования изменений настолько велик, что от этой мысли становится не
по себе. Но с другой стороны, у нас в
стране есть талантливые педагоги, которые пытаются внедрить новые методы
работы, появляются частные
образовательные инициативы, крупный бизнес начинает осознавать необходимость
готовить кадры под себя уже со школьной скамьи и вкладывать деньги в образование.
Постепенно нарастает внутренняя
неудовлетворенность существующим уровнем образования и желание ровняться на
лучших, что очень наглядно продемонстрировала реакция на приезд Кари. Кроме
того, есть вероятность, что необходимость интегрироваться в современный мир,
соответствовать новым стандартам жизни будут вынуждать нашу систему образования
меняться, даже если этого не хочется. Ведь стране, руководство которой
поставило цель стать ведущей IT-державой в ближайшем будущем и уже сегодня
готова продавать товары за биткоины, будут необходимы хорошо образованные,
идущие в ногу со временем кадры.
Юлия Капустина
*Перепечатка материалов Family.by возможна только с письменного разрешения редакции.