Ксения Мелешкевич — юрист в третьем поколении, более 15 лет проработала по специальности в области хозяйственного, внешнеэкономического, таможенного и трудового права. Последние три года руководит коммерческим проектом, а еще воспитывает сына Артема и пишет детские книги. В интервью Family.by Ксения рассказывает, как издать книгу начинающему автору, где искать вдохновение и идеи для нее, чем заменить гаджеты ребенку и как подготовить его ко взрослой жизни.

Это сейчас Ксения серьезная женщина и поэтесса, выпустившая книгу «Ксенькины истории», а в детстве была неугомонной непоседой, которой за поведение в школе ставили неуды.
"Мне часто доставалось по первое число от родителей"
- Я из многодетной семьи, где старший брат был грозой детской площадки. Знаете, этакий Рома Травкин. Он называл меня Секой (от Ксения). Сека играла в «войнушку», носила каски и пулеметные ленты, была медицинской сестрой и рядовым солдатом. Мы лазили по заборам, павильонам, ходили за яблоками в чужие сады, палили костры — естественно за это по первое число получали от родителей. Многие стихи в книге «Ксенькины истории» стали отражением тех событий из детства. Например, Королева котлет: героиня из книги, которая обескураживает своими затеями младшего брата, — это прототип моего любимого братца. И это лишь малая часть того, что нам приходилось проживать.
По секрету скажу я,
Очень честно, без вранья:
Я сестра – главный оратор,
Всех идей я генератор,
А мой брат попроще лаптя –
Одним словом, тямтя-лямтя.
Помню свои садовские дни, когда родители работали в другом городе и не успевали забрать меня из сада. Пока их ждала, я оставалась с техничкой и ходила за ней хвостом. Однажды она зашла в группу и стала мыть полы, а я залезла в детский шкафчик, который стоял в темном коридоре, и, выждав момент, выпрыгнула на нее. Бедная женщина чуть не упала в обморок.
Не знаю, как моя мама с нами справлялась и еще успевала работать, организовывать нам соревнования и всякие конкурсы во дворе. Однажды она даже выбила у спорткомитета района целую ледовую дорожку на стадионе, купила призы и устроила соревнования на коньках. Тогда мне было 6 лет, но я сумела прийти первой, так хотела не подвести маму и ее порадовать.
Интересно, что в детстве я никогда не ныла и не плакала по пустякам, считала это позорным. Ссадины и раны старалась скрыть от родителей. Сейчас я уже не такой боец, люблю погрустить и не против, чтобы меня пожалели.
"Я начинала писать сыну"
- Самое первое стихотворение я написала в 3-ем классе:
В нашем детстве золотом были карусели
В нашем детстве озорном были и качели
А теперь мы взрослые, на работу мы спешим
Хорошо же в детстве, малыши!
Следующее стихотворение я написала уже через 20 лет. Оно было посвящено сыну Артему. Помнится, мне было очень тоскливо отдавать его в детский сад, так и родился стих «Детский садик — мой дом», в котором я представляла как там хорошо моему ребенку и что воспитатели, которые рядом, его жалеют и помогают ему быть без мамы.
Днем на прогулку, обед и в кровать:
«Ой, почему так не хочется спать?
Вот бы со мной воспитатель уснул…
Ноги не влазят? Подставлю Вам стул!»
Вообще, герои всех моих историй - реальные люди, с которыми я ассоциировала те или иные события, многих меняла местами и характерами, что-то изображала в гротеске и в иллюстрациях.
В иллюстрациях к стиху «Как в жизни бороться», где история, основанная на реальных событиях, открывается нам через разговор отца с сыном, все отчетливо узнают мужа Артура.
…Удар! Удар! Ещё удар!
Я не борюсь за гонорар,
На ринг иду, чтоб победить,
Хочу спортсменом сильным быть!
Стремлюсь я стать, как мой отец,
Закалки духа образец.
Отец ходьбою занимался,
На ринге никогда не дрался.
Экватор обошёл ногами,
Медали заслужил потами,
Привёз из заграничных стран
Наград и кубков чемодан.
Не сознавая их значенья,
Я счёл награды развлеченьем:
Бренчал, таскал, как вязь баранок,
Цеплял, как пук консервных банок…
С детства я чувствовала в себе желание что-то творить. Любовь к литературе мне привили два школьных учителя - Синякевич Алла Владимировна и Яхина Наталья Владимировна. В школьные годы я побеждала на областных конкурсах чтецов, занималась на театральном отделении и объездила многие дома культуры и школы с театральными постановками. Моим первым серьезным критиком был отец. Он убедил меня, что надо все оформить в книжку, сестра обрисовала перспективы дальнейшего развития, муж и ребенок откровенно ждали новые истории, так что все зависело только от меня. У меня есть один совет: слушайте себя и не стесняйтесь все оформить в какой-то продукт, пусть даже этот продукт будет только для узкого круга, вашей семьи, близких друзей. Со мной было именно так. Рифмы, идеи, образы, сюжеты всегда крутились в голове, но записать руки не доходили. На всякий случай, в книгу «Ксенькины истории» я вместила побольше историй: а вдруг больше руки не дойдут или вдохновение пройдет.

"Написать книгу легче, чем издать"
- Люди творческие не всегда имеют коммерческую жилку. Мы же как «слепые коты»: написали и не знаем, куда идти, что с этим делать, кому звонить. А без умело построенного маркетинга или профессиональной поддержки твои шансы продаваться равны нулю. Мы, читатели, летим покупать прорекламированную книгу, которую можно купить на баллы от покупок в гипермаркете. К сожалению, даже не догадываясь, что рядом сосед по квартире пишет книги...
Мне повезло и издательство «Попурри» в меня поверило и уделило время, чтобы объяснить всю издательскую кухню. Я и не представляла, что от написанной книги до ее издания большая пропасть. Но этого не надо бояться, просто стоит понимать, чтобы рассчитать свои силы.
Работа с молодым автором для издателя — это большая и кропотливая работа по верстке, редактированию, корректировке текста, иллюстрированию, а главное, на это нужны деньги и время. Сейчас много зарубежных переводных книг. И это не оттого, что мы сами не пишем, просто рынок ставит свои условия. Издателю проще купить права на готовую книгу, перевести ее и издать, чем часами вести работу с, например, начинающим автором, который еще неизвестен и непонятно выстрелит ли его творение.
О работе с художником Владиславом Стальмаховым
- Среди друзей нашей семьи есть известный талантливый художник Владислав Стальмахов. Моя семья - давний почитатель его творчества. Мы работали в тандеме с его дочерью, она занималась версткой. Иллюстрации в моей книги необычные и эксклюзивные, мне нравится, что они отражают то, что написано в тексте. И что они эмоциональны. Персонажи проработаны и прорисованы. Меня всегда расстраивали книжки, в которых собачки, котики, зайчики, все зверьки на одно лицо, компьютерный такие клоны. Считаю, что надо уходить от этого. Я лично, как читатель, таким книгам объявила бойкот.
Кстати, я сама учусь рисовать, пока рисую в технике пастель, возможно в следующих книгах появятся и мои собственные иллюстрации, когда научусь работать с красками.
Общение с читателями
- Когда общаюсь со своими читателями и объясняю им, что книгу создавала половину их жизни, дети удивляются, охают, дают обещание не пририсовывать в книге на моей фотографии усики и рожки.
На самом деле, ребенок посредством книги может посмотреть на себя со стороны, проанализировать свое поведение. Ребенок может мечтать или уходить в другую реальность, это тоже интересно. Дети любят сюжет, поэтому каждый стих в моей книге я писала, как маленькую историю.
Стихи должны вызывать чувства! Люблю, когда дети смеются до слез. У меня в книге есть пару моментов и на абсолютно всех презентациях дети и взрослые откровенно «роготали», проверено.
"Надо помочь ребенку не впасть в зависимость"
- Сейчас многие говорят, что дети растут несамостоятельными, ленятся, мало играют в подвижные игры во дворе. Стоит понимать, что сейчас внешняя обстановка и ритм жизни другой, не такой как раньше. Современные дети в чем-то другом намного интереснее нас прежних. Уверена, они разовьют в себе что-то такое, о чем не будут знать последующие поколения. Уже сейчас налицо большой отрыв между поколениями. Все, конечно, благодаря развитию информационных технологий.

Мы с мужем не ограничиваем ребенку игру с гаджетами. Мне кажется, что запрещать не нужно. Другой момент, что надо помочь ему не впасть в зависимость от компьютерной игры, не допустить отупения посредством гаджетов. Что же делать? Мы всячески стараемся показать сыну, в том числе и на собственном примере, что в мире есть много интересных вещей, таких как боевое искусство, коньки, лыжи (зимой), бег, рисование, робототехника, волейбол, баскетбол, футбол, театр, чтение, кинематограф, природа, песни под гитару у костра и т.д. Ребенку просто некогда «зависнуть». Он занят. Занят с удовольствием. Занят с нами.
Ребенок и взрослая жизнь
- Вижу, что сыну лучше задавать режим, тогда он удовлетворен, весел, жизнерадостен. К сожалению, не всегда получается не нарушать этот режим, мы молоды и ведем достаточно активный образ жизни, много работаем. Ему приходится подстраиваться под нас, но чувство единения семьи в такие часы дает нам заряд.
Еще важно не перегрузить ребенка занятиями, у него должно быть личное время, которым он может распорядиться сам. Разностороннее образование — это благо. Сейчас оно многим доступно. Кружки, секции, обучающие и развивающие занятия – это, конечно, важно. Но в этой суете не стоит забывать о главном: мы должны научить наших детей быть добрыми, отзывчивыми, приспособленными к жизни.
Анна Макота, издательство "Попурри"