Сказку «Снежная королева» ставят, пожалуй, во всех театрах страны, где есть детский репертуар. Большой театр Беларуси не стал исключением и в нынешнем сезоне презентовал оперу «История Кая и Герды» Сергея Баневича. Получилась занятная история на два акта, где дети, подростки и взрослые узнают о проделках злого Тролля и Снежной королевы, поверят в великую дружбу Кая и Герды, увидят победу теплой весны над жестокой зимой.

Может показаться, что опера была давно написана, но мировая премьера состоялась в 1980 году в Санкт-Петербурге. Спустя 42 года свою версию показал минский Большой театр.

В основу либретто легла одноименная сказка Г.Х. Андерсена. Детей очень трудно обмануть, особенно, если они уже знакомы с заявленной историей. Именно поэтому стилистика постановки очень серьезная, понятная и масштабная. Почти все два акта на сцене одновременно находятся десятки актеров. Кстати, среди них очень много детей, что придает опере отдельный шарм и сказочность.

Первый акт начинается с танца белоснежных троллей, которые тщательно собирают зеркало зла из осколков льда. В это время Фонарщик повествует нам предысторию: сирота Кай нашел новую семью в доме доброй Бабушки, с тех пор у него появилась Герда и свой угол в славном городе Оденсе. А это действительно очень веселый, дружный город, любящий праздники и весну. Вот только троллям это не нравится – они решают рассорить Кая и Герду, а заодно испортить жизнь горожанам.

Пока дети играют в тепле уютного дома, коварные тролли подстерегают Кая и кидают осколок зеркала в мальчика. С этой минуты ребенка не узнать: он дразнит Герду и бабушку, ему не нравится запах розы, а самое страшное – он слышит Снежную королеву. Бабушка утверждает, что Снежную королеву слышит лишь тот, у кого ледяное сердце. Кай рад этому и уносится в санях Снежной королевы в ледяной дворец. Спасти друга вызывается смелая Герда.

На своем опасном пути девочка попадает в плен к разбойникам, где заводит дружбу с отчаянной дочкой атаманши. Герда показывает разбойнице, что любовь важней всего, надо только почувствовать ее. Это теплое чувство может растопить любой холод! Даже ледяное сердце, если понадобится. Маленькая разбойница верит Герде и дает в проводники Северного оленя.

В это время Кай быстро забывает свою прежнюю жизнь, ведь он занят очень важным делом – складывает из льдинок слово «вечность». Мальчик так старается, что ничего не замечает и никого не слышит. Герде приходится взывать к нему рассказом о славном городе Оденсе, уютном доме, где их ждет бабушка, аистах на крыше – вестников весны. Потихоньку сердце Кая оттаивает, вместо слова «вечность» он собирает «любовь». И зритель понимает, что горячая любовь Кая и Герды снова победила зло и прогнала Снежную королеву.

Постановка очень красива по сценическому решению. Сцена то залита ярким теплом весеннего дня (когда речь идет о городе Оденсе), то затягивается серебром царства Снежной королевы. И тогда появляется ощущение холода, одиночества и замершего мира, хотя Снежная страна все равно полна искрящейся красоты. В такие моменты ловишь себя на мысли, что даже звуки раздаются одновременно и глухо, и звонко.

Костюмы только усиливают полярность горожан и снежного царства: все жители Оденсе выступают в очень красочных одеждах, а «холодные» герои все исключительно в белом, серебристом, сверкающем.

Оценка Family.by: Опера «История Кая и Герды» — это сказка, где живут не только главные герои, но и тролли, горожане, разбойники, фонарщик и даже храбрый оловянный солдатик и его возлюбленная (исполняют завораживающий танец). Это история в два акта, которая напоминает всем нам, что любовь и душевность могут противостоять холоду, жестокости и злу. Опера будет понятна детям старше 6 лет, знающих оригинал сказки Г.Х. Андресона. Строго говоря, Сергей Баневич, автор оперы, не следовал фабуле «Снежной королевы», а создал свой взгляд на произведение, который завораживает и погружает в волшебную атмосферу.
Текст Анна Копач
Фото Татьяна Матусевич
*Перепечатка материалов Family.by возможна только с письменного разрешения редакции.