Психологи Вера Лобейко и Алла Спиридонова разработали мотивационный адвент-альбом
«Хочу в школу», который в игровой форме помогает детям подготовиться к школе. В головках
будущих первоклассников много тревог, вопросов и сомнений, связанных с переходом в
первый класс. С помощью адвент-альбома каждый ребенок получит знания о школьной жизни,
о том, как преодолевать трудности и добиваться успеха. А самое главное у него будет
формироваться вера в себя и мотивация учиться.

слева Вера Лобейко, в центре художница Анна
Карасева, справа Алёна Спиридонова
Family.by расспросил Веру Лобейко и Аллу Спиридонову о самых важных аспектах подготовки к школе.
- Что еще можно успеть сделать до 1 сентября?
- Прежде всего, постарайтесь укрепить здоровье ребенка, организовать ему отдых, чтобы он мог
набраться сил и зарядиться положительными эмоциями перед новым этапом. Не обязательно
это должны быть путешествия в дальние страны к морям и океанам.
Важно организовать режим дня, отдыха, питания так, чтобы это помогало ребенку потом мягко
перейти к школьному режиму с его изменениями.
Создайте соответствующий настрой, помогающий принять изменение статуса. И здесь могут
помочь не только разговоры про школу и школьную жизнь. Покупка школьного рюкзака,
школьных принадлежностей, выбор формы для школы могут превратиться в маленький
праздник и стать важными событиями.
Почитайте произведения разных авторов о школе, можно посмотреть мультфильмы и фильмы
о школьной жизни. Важно, чтобы события преподносились в позитивном и реалистичном
ключе, отражали разные стороны жизни школьников и их интересы.
Можно продолжать развивать умения и навыки, которые понадобятся ребенку в школе. Не
перегружайте его многочасовыми занятиями.
Вселяйте в ребенка веру в себя. Если ребенок говорит о своих страхах, не отрицайте чувства
ребёнка. Помогайте проживать эти чувства.

- Стоит ли ребенка учить читать до школы?
- Учебная программа строится так, что и не умеющий читать и писать ребенок сможет освоить
эти навыки в школе. Но представьте, сколько новых задач, связанных и с учебной
деятельностью, и изменением социальной ситуации, и освоением новой роли ученика стоит
одновременно перед первоклассником. Если же ребенок будет владеть навыками чтения, то это
может снизить энергозатраты психики и уровень стресса. Он может более уверенно
чувствовать себя на уроках, слушая учителя, при работе с учебником и сконцентрироваться на
учебных задачах.

- А писать?
- Если говорить о том, стоит ли ребенка до школы учить писать письменные буквы, то можно
послушать мнение учителей. Иногда учителя говорят, что бывает сложно переучивать ребенка
с некорректной техникой письма и написанием письменных букв, которые не соответствуют
предлагаемым в школе образцам. Но что точно могут сделать родители для своего ребенка,
чтобы ему было легче писать в школе – это укреплять руку, развивать мелкую моторику,
концентрацию внимания и усидчивость.

- Как понять, что ребенку еще рано идти в школу?
- Непросто в школе приходится деткам с несформированной позицией ученика. Им сложно
сконцентрироваться на учебной задаче, воспринимать учителя как носителя знаний, следовать
инструкции, усидчиво работать, включаться в учебную деятельность. Такие детки больше
любят играть или общаться. Что и пытаются делать прямо на уроках.
Иногда родителям кажется, что их ребенок отлично готов к школе – имеет широкий кругозор,
развит интеллект и богатый словарный запас, ребенок интересно размышляет на разные темы.
Не в этом ли залог успеха обучения? Но даже при высокой интеллектуальной готовности, если
первоклассник не будет готов личностно, не способен принять новую социальную роль и
сформировать внутреннюю позицию школьника, то такому ребенку придется сложно.
Проявлением недостаточной готовности может быть
неусидчивость ребенка,
рассеянное
внимание,
низкая способность к волевым усилиям и произвольности поведения,
неспособность
преодолевать трудности.
- Влияют ли гаджеты на готовность ребенка к школе?
- Хотим отметить, что негативное влияние на степень готовности к обучению может оказывать и
раннее приобщение к гаджетам. Можно видеть, что капризничающего ребенка 1-2 лет,
пытаются развлечь с помощью мультика на экране телефона. А в некоторых семьях для детей 3-4-5 лет общение с электронными «друзьями» превращается в ежедневную норму
жизни, иногда по несколько часов.
Но развитие ребенка раннего и дошкольного возраста должно проходить через активное
освоение мира. Ребенок должен бегать, прыгать, манипулировать предметами, играть,
заниматься творчеством, общаться, экспериментировать, исследовать мир, себя, других через
активное вовлечение в разные виды деятельности и общения. Ни одна развивающая игра на компьютере не может этого обеспечить. Страдает и интеллектуальное, и
личностное развитие. А тенденция смотреть короткие развлекательные видео по 30 сек.
приводит к тому, что дети становятся не способными концентрировать свое внимание и
воспринимать бОльшие объемы информации далеко не развлекательного характера.

- Как захотеть в школу?
- Важно чтобы родители помогали формировать позитивный образ школы и учителя, поощряли
желание учиться и узнавать новое, формировали учебную мотивацию.
Нужно поддерживать в ребенке его желание становиться взрослым, ведь дети в 6-7 лет так
этого хотят! А чтобы стать взрослым и многое уметь – нужно много учиться. Можно говорить,
как вы гордитесь тем, что ваш ребенок повзрослел, уже ученик, отмечать его достижения.
Стоит рассказать ребенку о том, чем будет наполнена жизнь в школе. Поделитесь тем, как вы
учились в школе и что для вас было интересно. Только избегайте морализаторства. В ваших
рассказах про школу должно быть много живых моментов радости и надежды. Будет хорошо,
если ваш ребенок сможет общаться с ребятами-учениками, которые поделятся своими
впечатлениями о школьной жизни.

- Как вести себя с ребенком, когда учеба в школе уже началась?
Продолжайте поддерживать его в сложных ситуациях. Это формирует ощущение «Я
справляюсь». Постепенно у него закрепляется новый опыт себя – справляющегося и
преодолевающего. Но сначала он должен получить этот опыт успокоения от вас, любящих
родителей: «Не расстраивайся, малыш, все будет хорошо».
Не наказывайте и не стыдите ребенка, если он стал более тревожным, пугливым, плаксивым.
Это не капризы, а сигнал, что адаптивные силы вашего ребенка сейчас истощены. Обнимите и
успокойте.
Не отрицайте и не обесценивайте чувства ребенка. Спросите, что его волнует. Помогайте
проживать эти чувства.
Находите возможность для душевного общения после школы каждый день. Пусть ребенок
чувствует вашу поддержку и искренний интерес. Проявляйте внимание не только к учебе, но и
к нему. Спросите, как прошел день, что его сейчас волнует, как он справляется, что его радует,
чего он хочет, о чем переживает. Прикосновения, объятья, поцелуи, поглаживания –
действенная и успокаивающая трансляция вашей любви.
Хвалите ребенка за его достижения, но никогда не сравнивайте его с одноклассниками. Всегда
находите, за что похвалить, научите радоваться малейшим успехам.
Учите ребенка навыкам коммуникации и дружелюбия: как завести друзей в классе, как
разрешать конфликты, как помогать друг другу, как строить общение.
Установите контакт с учительницей, расскажите о ребенке, покажите уважение и готовность
сотрудничать. Первая учительница становиться значимой личностью, которая не только
открывает путь к знаниям, но и оказывает влияние на то, полюбит ли ваш ребенок школу и
учебу.




Впервые важнейшая информация о том, как всего этого добиться собрана в одной книге!
В издательстве «Попурри» вышел мотивационный адвент-альбом «Хочу в школу». Разработан психологами Верой Лобейко и Аллой Спиридоновой.
35 увлекательных игр и заданий для детей.
Рекомендации для родителей, как помочь ребенку психологически подготовиться к школе и адаптироваться на новом месте.
Примеры интересных разивающих игр
для специалистов.