Космонавтом, врачом, принцессой, волшебником… Примерно так мы отвечали на вопрос, кем хотим стать, когда вырастем. Сложно представить ребенка, который скажет, хочу стать Front End-разработчиком или руководить командой UX/UI-дизайнеров. Однако дети новых поколений (зумеры и Альфа), рожденные в 21-м веке, могли научиться пользоваться мобильным телефоном раньше, чем начали говорить. И это сказалось на их интересах.

Какие признаки указывают на то, что у подростка есть большой потенциал построить карьеру в IT?
Абстрактно-логическое мышление
Умение абстрактно и логически мыслить — ключевой навык для программирования. С помощью него человек видит свойства и связи предмета, отвлеченные от несущественных факторов. Он может абстрагироваться от реальности и строить гипотезы на основе полученных данных.
Алгоритмическое мышление
Алгоритм — это совокупность шагов, которые приводят нас к нужному результату. Как рецепт печенья или умножение в столбик.
Алгоритмы нужны и компьютеру, чтобы тот понимал, какую задачу выполнить. Поэтому важно уметь видеть цель через последовательность неких действий.
Проверить абстрактно-логическое и алгомитрическое мышление у ребенка можно с помощью задачек. И мы попросили преподавателей из TeachMeSkills поделиться примерами:
— Есть очень забавные и интересные задачи на логику, — рассказывает Анна, преподаватель курса Front End-разработчик и делится тремя из них.
1. Как поделить торт тремя разрезами на 8 равных частей?
2. Вы прошли 100 км ровно на юг, потом 100 км ровно на запад, а после 100 км ровно на север и оказались в том же месте, откуда начинали двигаться, как такое возможно?
3. Перед вами 3 выключателя, а в комнате 3 лампочки, но вы не знаете, какой выключатель к какой лампочке относится. Выключать и включать лампочки можно сколько угодно раз, а вот зайти в комнату только один раз. Зайдя в комнату, нужно сказать, какой выключатель за какую лампочку отвечает.
— Такие задачи, на мой взгляд, позволяют оценить уровень логического мышления, а также способность абстрагироваться от реальности и применять абстрактные правила в конкретных ситуациях, — объясняет смысл таких задач Ольга, преподаватель курса Python-разработчик и приводит четыре подвида задач.
1. Задача на абстракцию: предложите ребенку придумать правила для новой настольной игры или модифицировать уже существующую.
2. Задача на логику: пусть ребенок решит классическую головоломку типа судоку или сапера.
3. Задача на алгоритмизацию: попросите ребенка описать пошагово процесс приготовления какого-нибудь блюда. Это поможет понять, насколько он способен разбивать задачи на шаги.
4. Задачи чуть сложнее:
- предложите ребенку карту с различными географическими регионами. Задача — узнать, сколько минимально потребуется цветов, чтобы раскрасить карту так, чтобы соседние регионы не имели одинакового цвета.
- на бумаге изобразите несколько островов и мостов, соединяющих их. Задача — пройти по каждому мосту только один раз, не заходя дважды на один мост. Но нужно посетить все острова.
- пусть ребенок придумает свой способ кодирования сообщений, а затем закодирует вам короткое сообщение. Ваша задача — попробовать расшифровать его, а затем обсудить с ребенком принципы его кодировки.

Интересы и хобби
Если ваш ребенок любил ломать игрушки в детстве — это не всегда значит, что он балованный или не ценит труд родителей. Возможно он просто хотел разузнать, а как она сделана?
Игры, любимые мультфильмы или предметы в школе, способы проведения свободного времени — все это может указывать на будущую профессию, которая будет радовать и вдохновлять.
— Дети, которые задают много вопросов о том, как работает мир вокруг них, и стремятся понять сложные процессы, могут быть заинтересованы в программировании как в способе понимания работы технологий «под капотом».
Если ребёнок любит разбираться с различными проблемами или искать нетривиальные решения в повседневной жизни, это может говорить о его склонности к логическому мышлению, необходимому для программирования. Ну, и более очевидные признаки: если ребенок часто экспериментирует с электронными устройствами, пытаясь понять, как они работают, или же если ребенок самостоятельно ищет информацию о программировании и пытается разобраться в этой сфере, — рассказывает Ольга, о том, как заметить, склонен ли ребенок для работы в IT-сфере.
Такую закономерность отмечает и Никита, преподаватель курса по Unity-разработке в TeachMeSkills: «У меня в детстве был большой интерес к Лего. По большей сути, программирование это тоже сборка отдельных деталей, которые были созданы кем-то до вас. И используя старые, уже известные кубики, вы можете создать бесконечное количество новых форм».
Стоит обратить внимание и на любимые предметы в школе.
Если ребенку хорошо даются точные науки, это уже говорит о его типе мышления. Однако здесь нельзя быть категоричными. Проблемы со школьной математикой бывают просто потому что отношения с учителем не сложились. Когда в классе 20 человек, наиболее сильным всегда уделяют больше внимания. А остальные остаются на среднем уровне.

Вот что думают преподаватели TeachMeSkills о ребятах, чьи любимые предметы в школе гуманитарные, и есть ли смысл им пробовать себя в разработке:
— Конечно есть! В нашем курсе упор сделан на верстку, что очень понравится ребятам-гуманитариям, а особенно творческим личностям. Но мы также не забыли и про ребят, кто влюблен в техническое направление, ведь в программу включены занятия по такому языку программированию, как javascript. Так что с уверенностью могу сказать, что этот курс понравится любому подростку, — рассказывает Анна, преподаватель курса Front End-разработка.
— Я считаю, что нет никакой разницы. Научить и научиться может любой. Главное, это терпение — как самого ученика, так и преподавателя. Есть те, кто быстро улавливают информацию, и есть те, кто медленно. Но по итогу все научатся, — констатирует Евгений Фамилия, преподаватель Front End-разработки.
— Да, есть смысл. Программирование — это не только математика, но и творчество. Гуманитарные науки учат анализировать и критически оценивать информацию. Эти навыки могут быть полезны при поиске ошибок в коде, при оптимизации программ и просто при поиске нужной информации. Также гуманитарные науки часто акцентируют внимание на человеческом взаимодействии, а в IT тоже важно умение общаться, ведь часто требуется работать в команде или объяснять сложные концепции клиентам и коллегам, — делится своим мнением Ольга.
Характер
У взрослых это принято называть soft-skills, когда речь идет о требованиях в вакансии. Их же можно перенести и на подростков.
Любознательность. Если вы чувствовали себя магистром Йодой от бесконечных вопросов своего юного падавана, то это оно самое. Сфера технологий отличается своим постоянным развитием, и здесь всегда есть место чему-то новому.
Самостоятельность. Каким бы вовлеченным ни был преподаватель, его главная задача дать инструменты и показать, как они работают. Применять их на практике, делать ошибки и преодолевать их надо самому.
Усидчивость и твердость характера. Возможно вы видели в интернете эксперимент, когда ребенка оставляют наедине со сладостями, но перед этим предупреждают, что если он не тронет их, то получит вдвое больше. Сила воли важна в любом деле, и программирование не исключение.
Какое направление выбрать?
В IT действительно есть несколько направлений, которые существенно отличаются друг от друга по функционалу и могут откликнуться самым разным детям: кто-то пишет программы, кто-то делает игры, кто-то создает дизайны.
И если у ребенка нет четкого понимания, что ему хотелось бы делать, — нужно пробовать!
Подростки проводят за компьютером и телефоном большую часть своего свободного времени. Игры, общение с друзьями, просмотры видео на YouTube или в TikTok. Возможно, они были бы и рады связать свою будущую профессию со сферой технологий, но просто не сталкивались с этим. Имеют смутное представление о каком-то сложном IT, но большого интереса не испытывают — так как не пробовали.

Именно поэтому вам стоит помочь своему ребенку получше узнать о его будущих возможностях. Например, вместе посетив день открытых дверей в TeachMeSkills. За 1,5 часа вы узнаете об актуальных направлениях в IT-сфере, которые будут еще долго востребованы на рынке (и которые ваш ребенок уже может освоить).
Мероприятие пройдет 3 октября в онлайн-формате, нужно только зарегистрироваться.
Ключевое преимущество IT-школ в сравнении с другими внеклассными занятиями для детей — результат виден почти сразу. Теоретические знания параллельно подкрепляются практикой, и подросток понимает, интересно ему это, хочет ли он научиться большему, готов ли он браться за более сложную задачу. Чтобы закончить музыкальную, художественную или спортивную школы — потребуются годы. И, как показывает практика, мало людей потом связывают свое будущее с музыкой, рисованием или профессиональным спортом.
— Я считаю, что курс для детей отличается самой целью, которую мы ставим, от цели, которая есть на курсах для взрослых. Курсы для взрослых — там цель именно дать инструменты и знания для трудоустройства. Курс для детей — главная цель заинтересовать ребенка именно программированием. И неважно, какое это направление или язык. Если получится заинтересовать ребенка и показать, что программирование это не какая-то магия и там нет ничего сложного, ребенок увидит в этом безграничные возможности для реализации любых своих идей, и уже сам в будущем выберет язык или инструмент, — обращает внимание на отличие курса для подростков Евгений, преподаватель курса Front End-разработка.
Над материалом работала: Карина Старкова