Илья Роговой, участник группы Nevrida и преподаватель игры на гитаре в музыкальной студии BOOM, убежден: нет ничего невозможного, если сильно захотеть. Успех — это 10 % таланта и 90 % работы. В каждом ученике он стремится раскрыть потенциал и подсказать верный путь в музыке. С чего начать обучение, чтобы стать успешным музыкантом? Илья Роговой поделился личным опытом и своими принципами преподавания.

— Илья, когда вы впервые взяли в руки гитару?
— С самого детства я был творческим ребенком, увлекался танцами, рисованием, лепкой. Помню, брал лист бумаги, сворачивал его в трубочку и пел песенки родителям, имитируя игру на трубе.
Старшая сестра ходила в музыкальную школу, обучалась игре на фортепиано. Когда мне исполнилось 10 лет, вместе с мамой в мае я пошел на прослушивание. Меня попросили прохлопать ритмические рисунки, спеть, пропеть те же ноты, которые играл преподаватель.
Прослушивание я прошел на отлично, но, как оказалось, все места на гитару, куда я хотел, уже были заняты, и мне предложили обучение на баяне/аккордеоне. Я понятия не имел, как играть на этих инструментах, но мне так хотелось заниматься музыкой, что я согласился.
Почти прошли летние каникулы, близился час первого занятия в музыкальной школе. К этому времени от ребят постарше я узнал про баян и аккордеон, и понял, что тягать меха мне совсем не хочется. В один из последних дней августа зазвонил телефон, трубку сняла мама. О чем именно она говорила, я не слышал, но после куда-то поехала.
Как выяснилось, это звонила директор музыкальной школы: освободилось место на гитару, и она приберегла его для меня.
Моему счастью не было предела.

— Что или кто вдохновил вас стать музыкантом?
— Большое влияние на меня оказал мой первый преподаватель по гитаре — Николай Сергеевич Сивков, он тогда пришел в музыкальную школу по распределению. Именно этот человек развил во мне страсть к музыке.
Помню, я даже засыпал с инструментом, настолько мне хотелось поскорее достигнуть того мастерства, каким обладал мой наставник. Он был примером настоящего преподавателя — довольно строгим, но справедливым, давал много полезных знаний не только по игре, но и по другим музыкальным дисциплинам.
Николай Сергеевич играл в группе, и через три года поехал покорять Лондон. Я занимался у других преподавателей. А потом, спустя годы, Николай Сергеевич готовил меня к поступлению в БГУКИ.
— А какого подхода в обучении придерживаетесь вы? Есть ли у вас особая методика?
— Уроки гитары в Минске я провожу в музыкальной студии BOOM на Короля, 6. Стараюсь учить игре путем логики, а не заучивания. Часто подключаю знания из других сфер. Например, постановку рук объясняю, опираясь на анатомию и строение мышц.
На занятиях рассказываю историю музыки. Те мои ученики, которые хотят петь под гитару, получают базовые знания по сольфеджио.
Как и в обычной музыкальной школе, на первом занятии я провожу небольшое прослушивание и выясняю, какими изначальными данными обладает ученик, к каждому подхожу индивидуально. Кроме того, учитываю пожелания самих учеников: кто-то хочет научиться петь под гитару, кому-то интересно играть классические произведения, для кого-то это просто увлекательное хобби.
Занятия делю на несколько этапов, самый главный — проработка моторики и чувства ритма, мы не сразу приступаем к изучению произведений. Первое время осваиваем базовые упражнения и этюды, чтобы заставить пальцы двигаться, на основе этих упражнений закрепляем постановку и посадку за инструментом. Параллельно изучаем техники и ритмы, которые понадобятся для игры произведений.

— Что, на ваш взгляд, самое сложное для начинающих гитаристов, и как вы помогаете это преодолеть?
— Самое сложное — набраться терпения. Все хотят быстрого результата, но, к сожалению, так не получится. На своих занятиях я делаю огромный упор на развитие чувства ритма. На мой взгляд, это первостепенно для того, чтобы ученик смог самостоятельно «ходить». Из своего опыта могу сказать, что я не очень любил заниматься ритмом, с большего запоминал на слух, как играет преподаватель, и повторял за ним. Но потом возникали проблемы: я не мог отточить движения пальцев, потому что не понимал, как это работает.
Если ты можешь сыграть это медленно, но держа ритм, то сможешь сыграть и быстрее — основа моего музыкального воспитания. Спокойно отрепетировать сложные компоненты и далее работать над ускорением.
Здесь как в танце: если пытаться отрабатывать движения сразу в темпе, то ноги запутаются и в лучшем случае ты наступишь партнеру на пятку.
— Какие советы вы бы дали человеку, который думает научиться игре на гитаре?
— Первое — не скупиться на инструмент. Часто процесс сильно тормозит плохое качество инструмента, а иногда и вовсе делает обучение невозможным. Преподаватель, на мой взгляд, должен помочь ученику выбрать подходящий инструмент, есть много неплохих среднебюджетных вариантов, или хотя бы осмотреть тот инструмент, который уже есть.
Второе — умение играть на одном виде гитары не гарантирует владения другим. Самое частое заблуждение родителей: «Научись сначала на этом инструменте играть, вот тогда и купим другой».
Например, ребенок хотел играть на электрогитаре, а родители настаивают на классической, а это два абсолютно разных инструмента. Это как если бы вы хотели сесть за руль автомобиля, а вам сказали, что для начала нужно научиться кататься на велосипеде. Или начинают с классической гитары, потому что там струны мягче, будет не так больно их прижимать, но абсолютно любому новичку независимо от типа гитары нужно время, чтобы наработать гитарные мозоли.
Третье — внимательно присмотритесь к своему преподавателю: не обучает ли он уже на первых занятиях игре аккордам.
Игра аккордами подразумевает развитую моторику пальцев, быстро переставить несколько пальцев с одних струн и ладов на другие — задача непростая. Далее: очень важно наглядно демонстрировать движения пальцев, кисти, медиатора, а не просто объяснять вроде «поставь палец вот сюда, затем переставь сюда». Это говорит о некомпетентности преподавателя, он не заботиться об усвоении материала учеником, оно крайне низкое при таком подходе.
У хорошего грамотного преподавателя должны быть подготовлены материалы в печатном виде, он должен уметь объяснить тему не только исходя из собственного опыта, но и, как я уже говорил, руководствуясь специальными знаниями, в той же анатомии.
Четвертое — практика. Оттачивание навыков требует времени и постоянных занятий. Самое главное правило — заниматься систематически, т. е. лучше по 30–40 минут каждый день, чем дважды в неделю по 3 часа.

— Илья, давайте поговорим о группе Nevrida. Как вы сочетаете современные музыкальные жанры с элементами средневековой музыки?
— Именно в средние века было придумано множество сказок и сказаний, откуда можно черпать вдохновение для современных песен. Это самый простой способ получить фолковое звучание — добавить народные инструменты и использовать подходящие лады.
На данный момент работаем над новым альбомом на белорусском языке по мотивам белорусских сказок, хотим довести каждую песню до идеала. Написание нового материала стараемся совмещать с концертной деятельностью.
— Илья, а могут ли ваши ученики создать свою музыкальную группу?
— Уже есть такие ребята. Совсем недавно двое моих учеников Федор Поделёшкин и Диана Бойко создали музыкальный дуэт под названием «Tear the ties» и выпустили свою первую песню «Spare me the devotion». Диана — вокалистка, Фёдор отвечал за музыку и сведение.
Некоторые ребята собираются в кавер-бэнды, чтобы поиграть ту музыку, которая им по душе. Кто-то углубился в изучение сведения и написания аранжировок.

— Напоследок: что для вас музыка?
— Это способ рассказать историю, передать эмоции и создать мир, в котором каждый найдет что-то свое. Это магия, которой я счастлив делиться со своими учениками и слушателями.
Записаться на пробное занятие можно по телефону или на сайте boomschool.by



Адрес школы: ул. Короля,6
Телефон: +375445372535
Сайт: boomschool.by
Instagram: @boom_musicschool