Smart в переводе с английского значит «умный, элегантный, быстрый, сильный». Эти слова как нельзя лучше описывают компанию «SmartDance». Сегодня SmatDance предлагает детям от 1,5 лет занятия гимнастикой, танцами, рисованием. Как из маленькой танцевальной студии получилась душевная, современная и камерная компания, нам рассказала Александра Александровна Буяльская, основатель, художественный руководитель, педагог-хореограф Центра современной хореографии SMART DANCE.

- Александра, с чего
началась история компании?
- Весной 2009 года мы открыли две танцевальные группы
(street dance и contemporary), к сентябрю создали школу, а сейчас это уже 5
филиалов по танцам, школа гимнастики, ИЗО-студия, крафт-мастерская, швейная
мастерская.
- Откуда возникло не
совсем танцевальное название?
- На момент создания Smart Dance были модны эстрадные
направления. Как правило, в эстрадном направлении бессюжетные танцы. Это
красивое шоу. Мне же хотелось делать немного другую хореографию - хореографию с идей, мыслью.
Хотелось, чтобы номер был закончен от начала до конца, чтобы в нем
прослеживалась, читалась и понималась мысль. Чтобы номер нес эмоциональную
красоту. Поэтому мы и назвались Smartом – умным, сообразительным, элегантным.

- В Вашем центре более 30 направлений танца. С какого возраста
можно приводить ребенка на танцы? Как правильно подобрать танцевальное
направление?
- В возрастном промежутке от рождения и до 6 лет – выбор не
слишком большой, это связано с психофизиологическими особенностями детей
дошкольного возраста. Родители должны проследить, чтобы ребенок попал в группу
по возрасту. Программы обучения для каждого возраста могут отличаться - у
каждого педагога своя методика, но общее можно и нужно выделить.
1,5 – 4 года - этот возрастной отрезок в хореографии я
называю «танцы рядом». В Центре мы предлагаем программу «Мама и малыш». На
занятиях детки танцуют самостоятельно, но мама принимает активное участие в
танце в качестве помощников. Урок строится, как правило, в виде развивающей
игры.
5-6 лет. На занятиях дается как элементарная, так и
усложненная партерная гимнастика, основы классического и эстрадного танца,
основы классического джаза, модерна, пластики тела. Есть педагоги, которые вводят базовые элементы
хип-хопа в свои занятия для разнообразия.
С 7 лет можно говорить о разделении
на стили. С 7 лет ребенок уже слышит музыку, быстро запоминает материал. Дети координированы
и пространственно ориентированы и осознанно познают технику определенного стиля
– джаза, классического танца, модерна или контемопрари, любого стиля уличного
танца.

- На каких принципах
еще базируется ваша школа?
- Прежде всего, это качество образования. Это основной и
главный кит. От педагога зависит практически все. Хочу отметить, что все наши
педагоги мной тщательно выбираются. Они все имеют хореографическое,
педагогическое, спортивное образование. Для меня еще имеет большое значение –
творческая составляющая. Я стараюсь нанимать тех, кто делает
смарт-хореографию.
Плюс к этому мы добавляем хорошие условия для занятий – важно, чтобы ученикам у нас было приятно находиться. Конечно, это
хорошая дружеская атмосфера, которую мы создаем. Мы как большая семья. Я не
боюсь этого слова – «семья», потому что наши ребята из концертных составов
лучшие друзья и по жизни.
В школе мы растим в первую очередь людей. Моя цель – не
вырастить супер танцоров. Моя цель – вырастить хорошего человека, который будет
хорошо танцевать.

- Насколько
необходимы танцы в современной жизни?
- Есть очевидная польза от танцев – это здоровье. Танец
укрепляет мышцы, косточки, суставы.
К тому же танцы повышают эндорфины в крови - и жить веселее
и легче. Сегодня даже открыты танцевально-двигательные терапии, которые лечат
людей с психо-эмоциональными проблемами. Танец поддерживает состояние
легкости в душе.
- Как понять, что
ребенок готов к танцам?
- Приводить на танцы. Иначе не узнаете. Может случиться, что
ребенку понравится и он будет с нетерпением ждать новых занятий. Может быть
и обратная сторона, когда дети против. Мы всегда говорим, что если ребенку не
нравится, не хочется, то лучше не заставлять. Это не значит, что он не
способен к танцам. Он просто эмоционально к этому еще не готов. Он может быть
не готов находиться в группе, может он не хочет общаться с чужим взрослым… В
танцевальных группах адаптация ребенка проходит так же, как и в детских садах.
Кому-то для этого нужно больше времени, а кто-то с первого занятия радостно
танцует и повторяет за педагогом. Есть дети, которые в течение месяца, двух и
трех не могут приспособиться к новой среде, тогда мы родителям советуем
подождать еще год. Лучше прийти чуть позже, чем надломить психику ребенка.

- Александра, Вы
действительно считаете, что научиться танцевать может каждый?
- Действительно. Я даже считаю, что каждый умеет танцевать!
Но танцевать профессионально и танцевать для души – это очень разные вещи.
Чтобы стать профессионалом нужно очень много работать, и не каждый сможет
добиться успехов. Хотя имея стремление и упорство, даже с не очень хорошими
физическими данными, можно стать очень хорошим танцором. Обратная ситуация,
когда человек талантлив и не работает над собой, - у таких людей ничего не
получится.

- В Вашем центре есть
гимнастика. Это отдельное направление?
- В прошлом году мы открыли школу гимнастики. К этому
моменту мы наработали уже хороший педагогический опыт в развитии маленьких
деток и пришли к выводу, что лучший вариант гармоничного развития ребенка – это
возможность заниматься и танцами, и гимнастикой одновременно. Не всегда на
танцевальных занятиях хватает времени, чтобы развивать данные малыша, а
гимнастика – это непосредственно развитие физических способностей, без которых
танец просто невозможен. В связи с тем, что у нас в школе есть профессиональная
подготовка, которая ориентирована на поступление детей в средне-специальные и
высшие хореографические заведения, то комплексная подготовка (гимнастика +
танец) дает хороший результат. Благодаря такому подходу наши ученики поступают в белорусские
государственные учреждения образования по специальности «хореография» и смежные
с ней. Мы гордимся тем, что наши ученики поступают и в престижнейшие
иностранные школы с современным подходом к обучению, который разделяет и вот
уже семь лет развивает наш центр в РБ – комплексный подход к обучению –
классический танец, современные техники и пластика, гимнастика и акробатика.
Одним из таких престижнейших заведений является Академия танца Бориса Эйфмана в
Санкт-Петербурге.

- Получается, что это не оздоровительная гимнастика?
- Есть группы преследующие цель – только оздоровление,
поддержание интереса ребенка к спорту и веселые, приносящие радость, занятия. А
есть занятия для способных деток, которые впоследствии хотят связать жизнь со спортом
или профессионально танцевать, они более интенсивные и проводятся практически
каждый день. В наших группах занимается 10-15 человек. Изначально это
общая физическая подготовка. Кстати, ее не хватает многим современным детям.
Современный «планшетный» образ жизни привел к тому, что некоторые дети элементарно
не могут ходить на носочках или прыгать. В пять лет ребенок плохо прыгает!
В школе гимнастики есть эстетическое направление, где детки
выступают и занимаются целой командой, а есть художественная гимнастика, когда
дети работают с предметом: обручем, скакалкой, мячом. Если педагоги видят, что
ребенок талантлив в гимнастике, то обязательно об этом говорит родителям
и предлагает им заниматься гимнастикой профессионально.
На гимнастику мы берем деток с 3 лет. На танцы
самостоятельно с 3-х лет, но с 1,5 лет можно приходить танцевать с мамой. На
занятиях с мамами у малышей укрепляется эмоциональная связь с мамой, но
происходит и физическое развитие ребенка. Это всегда весело.

- Как возникла идея
создания «Рис» и «Ёж»? Для танцевальной студии очень нетипичное решение -
создать школу рисования.
- Рисование само к нам просилось. У нас есть школа
актерского мастерства при SmartDance. Там работают очень талантливые педагоги.
Есть
педагоги Smatra, которые хотят делать танцевальные
пластические спектакли для детей и взрослых в современной хореографии. Была
необходимость привлечь художников и декораторов нам в помощь. Так и возникла
идея создания изостудии и крафт-мастерской. Для нас это был способ дальнейшего
развития. Сейчас для создания спектаклей все есть: швейная мастерская «Mode»,
которая шьет для нас сценические костюмы
и отдельно занимается пошивом повседневной одежды на продажу, ИЗО-студия и
крафт-мастерская.
Нам хотелось создать отдельное направление, которое будет развивать детей и взрослых в области изобразительного искусства. Многие всю жизнь боятся рисовать,
мы хотели показать, что этот процесс не страшный, а наоборот очень
увлекательный. Рисовать, как и
танцевать могут все. Просто иногда надо, чтобы рядом был человек-педагог,
который поможет и подскажет, как войти в мир творчества. И на сегодняшний день «Рис» и «Ёж» - совершенно две самостоятельные
единицы-студии, которые занимаются своими направлениями, ну и, конечно,
помогают нам в решении наших
танцевальных вопросов.

- Какие направления
есть в ИЗО-студии?
- ИЗО-студия и крафт-мастерская открылись в прошлом
году и удачно проработали сезон.
«РИС» - это академическое рисование, репетиторский формат
занятий для поступающих (для детей от 7 лет), и креативное рисование для детей
от 1,5 лет (интуитивное рисование, правополушарное рисование и др).
Рисование – это не танцы. Но наш опыт работы с маленькими
детьми очень помогает в организации процесса обучения в ИЗО-студии. Мы
понимаем, как правильно подойти к малышам. И все же есть различия. Если в
танцах важны большие группы, командный дух и конкуренция, то для рисования
нужны маленькие группы, где будет возможность уделить внимание каждому ученику.
У нас практикуются и индивидуальные занятия.

«Ёж» - это все, что можно делать руками: лепка, декупаж,
свит-дизайн, квилинг, батик и другие. Техники, которые полезны для детской
моторики, а для взрослых – возможность раскрыть свои творческие способности.
Это очень успокаивающие занятия, хобби, которое приносит душевный покой.
В этом году мы планируем выводить студию и мастерскую в кафе
и интересные места, предлагать интересные варианты занятий.
- Какие планы на
будущее?
- Ближайший год мы не планируем расширяться. Будем развивать
те направления, которые возникли год-два назад, развивать комплексный подход к
творчеству – танцевать, заниматься спортом, рисовать, крафтить, шить. Мы будем сохранять нашу душевность, камерность
и делать упор на качестве услуг.
Контакты Smart Dance
Танцевальные и гимнастические залы находятся по адресу:
ул. Громова, 14 (Центр Макса Мирного) +375445355414 vel, +375333355414 мтс
ул. Стариновская, 11 +375447599414 vel, +375298599414 мтс
пр-т Победителей, 111 (Минск-Арена) +375291790675 vel.
пр-т Партизанский, 95 +375444999414 vel.
ул. Я. Колоса, 47/2 (ЦВР "Светоч") +375444999414 vel., только концертные составы
ИЗО-студия «РИС» и крафт-мастерская «Ёж»
ул. Сурганова, 61
Беседовала Анна КОПАЧ
*Перепечатка материалов Family.by возможна только с письменного разрешения редакции.