Выставка художественно-просветительского проекта «Детское. Скрытое» открылась 21 сентября в музее-мастерской З.И. Азгура. Поднявшись на второй этаж, можно было попасть в вестибюль, а оттуда – в помещение выставки.
С первого взгляда бросились в глаза огромные статуи с изображением огромных, где-то брутальных статуй политических деятелей Советского Союза. А посреди всего этого – небольшая территория детского и скрытого.
Поначалу, войдя в палатку, я ничего не поняла и начала искать экскурсовода. Услышав знакомую французскую речь, с интересом прибилась к экскурсионной группе. Иностранцы удивленно рассматривали работы, а в кульминационный момент француз спросил: «Почему здесь темно?»
- Мы сделали точечное освещение, чтобы родители увидели, насколько мало они могут увидеть из детского и потаенного. Чтобы они задумались о внутреннем мире ребенка, - пояснила куратор Алла Шарко.
- И все-таки, почему темно? – снова спросил иностранный гость.
Вероятно, это непонимание возникало потому, что мы слишком привыкли к внешней, стандартной жизни, и не так уж часто получаем возможность видеть что-то выходящее из-под рамок «стандарт».
Посередине стояла стремянка с множеством папок с рисунками. «Там рисунки, мы можем увидеть, что они есть, вот, – пояснила куратор, отогнув уголок переплетенной пачки листов. - Но они туго переплетены, и поэтому не можем посмотреть».
Был там и тетрадный лист, где дети записывали как умели – с ошибками и печатными буквами – разные философские вопросы, которые не придет в голову задать обычному взрослому. «Из чего состоят волосы?», «Из чего сделана планета?». Чуть в стороне были темные листы, куда вставили лист с текстом, где можно прочитать только отдельные фразы – всё остальное было скрыто темным конвертом.
В конце экскурсии иностранцы прямо в палатке под необычные аудио-звуки и в потемках оживленно беседовали о своем впечатлении, как будто делали это на улице или в освещенном гостевом зале. У меня получилось поймать куратора и, не поведясь на предложение опросить пробегающего мимо художника, спросила о сути проекта.
- Этот проект не столько о детском творчестве, сколько о детской жизни, всем том скрытом, что взрослые зачастую не видят и не хотят понимать, – рассказала Алла. - Проект состоял из двух частей – который можно прочитать на экране в статистических диаграммах, вторая – капсула, скрытое. Мы на время запускаем взрослых в маленькую комнатку, куда поместили детскую археологию, детскую живопись, различные артефакты, детские тревоги, аудио- видео-, их волнения можно посмотреть и услышать. Это довольно сложные темы философские – про войну, про несправедливость. То, что их формирует. Этим проектом хотелось показать родителям, что их дети не просто набор по показателям по здоровью и оценкам, а довольно сложный.
- Согласно философии проекта, что должен родитель сделать, увидев эту выставку?
- К ребенку важно прислушиваться, не нужно от него отмахиваться. Если ребенок рисует, не нужно отбирать у него кисточку и давать учебник математики. Дети все разные – у кого-то хорошо с математикой, у кого-то с рисунками. Поэтому задача взрослого – вырастить гармоничного человека, а для этого нужно дать ребенку прожить детство. Потому что все проблемы во взрослой жизни закладываются в детстве.
- Для чего этот проект?
- «Детское. Скрытое» – это проект, благодаря которому каждый взрослый может вспомнить себя в детстве, свои проблемы, уметь взглянуть в глаза тому, что есть в наших детях и очень внимательно и бережно к этому относиться. Не случаен выбор места – среди огромных пафосных фигур огорожено детское и скрытое. Здесь работы больших деятелей культуры, искусства. Мы в такой маленькой капсуле пытаемся оберечь от внешнего воздействия.
- Как вы думаете, что нужно для гармоничного развития ребенка?
- Для гармоничного развития ребенка нужно быть гармонично развитым взрослым. Именно так можно увидеть, когда ребенку помочь, где подсказать. Не пресекать его творческие порывы, а дать ему самому раскрыться, - подчеркнула куратор.
Детишки, которые зашли в комнатку чуть попозже, с восхищенным «как интерее-есно…» переходили от одной работы к другой. Я как раз разглядывала темную стойку с разложенными на одинаковом расстоянии фигурками, напоминающими зубы. «Как думаете, что это?» - спросила я, решив спросить сверстников авторов. – «Это лица животных», - сказал мальчик. И тут, словно по волшебству, странные палочки сложились в лица животных. Медведь, кот, лягушки – то, чего я не замечала сначала - то самое потаенное и скрытое. Хоть я уже сделала круг по палатке, прошла его еще раз, и увидела работы совсем другим взглядом. Детских тревог, волнений и переживаний.
Выставка, которую можно лицезреть до 29 сентября включительно, проходит в рамках "Недели современного искусства", и является частью проекта "На пути к современному музею-2013".
В создании проекта приняли участие: художник Алексей Иванов, педагоги народной арт-студии "Остров" и искусствоведы Юрий Иванов и Ирина Сарнацкая. Для создания экспозиции были использованы работы воспитанников арт-студии "Остров"
Подробнее об арт-студии "Остров" можно узнать на Фэйсбуке.
Аня Кирина
















