Около 2 лет в Беларуси действует уникальный театр, в котором играют как обычные ребята, так и дети с аутизмом. За необычный проект взялся Семейный инклюзив-театр "і" при поддержке компании velcom. Идея была в том, чтобы создать инклюзивную площадку для детей без штампов, социальных барьеров и клише. Одним из итогов такого творчества стал спектакль «Чыгунка», написанный по сказке ребенка с аутизмом. Более того, особенные дети помогли создать музыку, декорации и даже костюмы. О своем опыте работы с уникальным театром нам рассказала известный дизайнер театральных костюмов Татьяна Лисовенко.

«Я помогу с удовольствием в реализации детской мечты»
Татьяна Лисовенко уже 25 лет занимается созданием костюмов для различных театров. На разных этапах карьеры сотрудничала с Большим театром оперы и балета, Национальным академическим театром им. Я. Купалы, драматическим театром им. М. Горького, театром Музкомедии, областными театрами по всей Беларуси. Сама Татьяна называет себя модным словом костюмограф, она востребована и занимается любимым делом, а еще преподает в Академии искусств. Но, тем не менее, когда поступило предложение создать костюмы для Семейного инклюзив-театра "і", Татьяна согласилась быстро.
- В театральной среде все немножко друг с другом знакомы.
Ко мне обратился Вениамин Маршак (прим.
занимался декорациями и сценографией в постановке) и попросил помочь. Наверное, решил, что я подходящая кандидатура для этого проекта, - вспоминает Татьяна. - Затем мы встретились с Ириной Пушкаревой, и она рассказала мне удивительную историю, которая никого не может отставить равнодушным. Все началось с первой постановки театра «Флейта-Чарадзейка». Там играл очень талантливый мальчик с аутизмом Кастусь Жибуль. И однажды он попросил Ирину поставить пьесу по его собственной сказке, очень хотел, чтобы «Чыгунку» увидели зрители. Меня, как и многих, кто работал над проектом, эта идея тронула. И когда меня просят помочь в реализации такой необычной мечты, я помогу с удовольствием.

«Мне очень понравился сценарий»
Еще одной причиной поучаствовать в благородном деле стала литературная основа – глубокая и нетривиальная, такая, которая может понравиться как взрослым, так и детям. К слову, ранее сказка была признана одной из лучших на конкурсе творческих работ «Купаляняты», который проводил Государственный литературный музей им. Я. Купалы при поддержке Министерства культуры.
- Мне очень понравился сценарий. Там есть очень интересный персонаж, зовут Кот-наадварот. Это как бы антипод самого автора. Представьте, что ребенок в 9 лет уже задумывался об этом! Я долго думала, каким должен быть костюм этого персонажа. Ведь одежда должна быть простой, и в то же время понятной зрителю. В итоге, сшила костюм кота шиворот-навыворот
Идея стала обрастать как снежный ком, притягивала разных людей, различную помощь. Например, переделать сказку в пьесу помогли Вера и Виктор Жибули – родители талантливого мальчика. Над музыкой работали как профессиональный композитор, так и сами воспитанники театра. Так шаг за шагом все сложилось, и получился спектакль «Чыгунка».

«Конечно, было много сложностей в материальном плане, но нужна была и какая-то идея для костюмов, - поясняет Татьяна. - И тут Ирина Пушкарева позвонила и сказала, что ребята нарисовали рисунки к спектаклю. Я говорю: «Конечно, присылайте!» И эти рисунки оказались очень трогательными. Они настолько меня поразили, что я решила практически полностью перенести рисунки на костюмы. Там были работы особенного мальчика Максима Лагуна, он рисует сразу картины. И мы сделали принт его рисунков прямо на юбки и плащи. Более того, когда дети танцуют рок-н-ролл, на заднем фоне тоже рисунки Максима. По-моему, очень красиво получилось».
И современно. Уже позже, когда костюмы были практически готовы, Татьяна в одном из журналов нашла коллекцию одного известного дизайнера, где был реализован тот же принцип.
- Я не говорю, что кто-то у кого-то ворует идеи. Просто, они пришли в голову и мне, и другому дизайнеру практически одновременно, хотя мы с ним не знакомы и никогда не общались.

Даже с небольшим бюджетом можно создать костюмы,
достойные премии
На вопрос о средней стоимости костюмов для спектакля Татьяна отвечает уклончиво. Коммерческая тайна? Нет. Просто все спектакли очень разные. Отличаются не только темы, времена, эпохи, стили, отличаются условия и задачи для подготовки костюмов.
- Это все очень индивидуально и зависит от многих факторов. Из какой ткани шьется, заказывать обувь в ателье или купить в магазине, имеет ли театр свои пошивочные цеха. Если говорить очень усредненно, то один костюм может стоить 400 руб. Но опять-таки все зависит от бюджета, который выделяется на создание костюмов.
По мнению Татьяны Лисовенко, раньше условия для создания костюмов были проще. Театры готовили костюмы добротно. Сейчас экономическая ситуация сложнее.

- Помню, работали над спектаклем Песняр, который поставил Национальный академический драматический театр им. Горького. Бюджет был небольшой, на согласование эскизов ушло около полугода. В итоге, некоторые костюмы приходилось подбирать. Но не это важно. «Песняр» в прошлом году стал лауреатом Специальной премии Президента Республики Беларусь деятелям культуры и искусства, в том же году стал лауреатом Национальной театральной премии в номинации "Лучшая постановка по произведению белорусского автора".
Есть у Татьяны некий особенный маркер, как проверить успешный спектакль или нет.
-
Когда после премьеры выходишь и люди говорят, что костюмы хороши, или декорации, или музыка, значит, хорошо поработал отдельный специалист. Это, конечно, приятно. Но когда после представления люди говорят, что спектакль хороший – это значит, что он действительно удался. Ведь в конечном итоге все усилия и актеров, и сценаристов, и художников по костюмам, декорациям и других специалистов направлены на то, чтобы передать зрителю определенную идею, эмоцию, некий посыл.
Именно такие мнения Татьяна услышала после премьеры спектакля «Чыгунка» и сделала вывод: «В итоге у нас получилось».
***
Премьера спектакля «Чыгунка» прошла 2 апреля на сцене Дворца культуры ветеранов. 3 июня в 13:15 на Детской железной дороге в Минске пройдет необычный бесплатный показ постановки. Для поддержки проекта создан Местный благотворительный фонд «Семейный инклюзив-театр», а генеральным партнером театра выступает компания velcom. Театр своим примером развивает в Беларуси идею общества равных возможностей.
Автор Алина Суханова
Фото Марины Симоновой
*Перепечатка материалов Family.by возможна только с письменного разрешения редакции.