Репетиции, грим и многочасовые съемки, все как в большом кино. В детской киношколе Bigfilm считают, что каждый ребенок талантлив и харизматичен. И каждый может проявить себя, если создать дружественную атмосферу. Это не пустые слова, все маленькие актеры снимаются в кино, выступают на сцене, участвуют в рекламе. О том, как помочь ребенку раскрыться, мы узнали у Ирины Брель, режиссёра, руководителя, педагога в детской киношколе «BigFilm». Тема нашего разговора – инклюзивное образование в киноиндустрии. Ведь Ирина обучает и снимает фильмы с единственной в РБ группой детей с синдромом Дауна по программе «Дети-киноактёры».

- Ирина, чем
занимается детская киношкола, в чем суть вашего проекта?
- Киношкола — это комплексный подход к
кинообразованию детей, ребята проходят не только актерское мастерство, вокал, хореографию,
дети принимают
активное участие в разработке сценариев фильмов по мотивам классических
произведений, создают образы своих персонажей, оказываются в реальных условиях
учебного съемочного процесса. Когда фильм готов, проходит открытый премьерный
показ в кинотеатре нашего города, где к юному артисту приходит осознание, что
он действительно может быть по ту сторону экрана, а это, поверьте, очень
мотивирует на дальнейшее развитие в этой сфере.
Каждый фильм мы отправляем
на международные кинофестивали, участвуем в конкурсах, зарабатываем дипломы и
статуэтки победителя. В результате ребенок, учащийся у нас, получает
возможность не только самореализоваться, но и быть замеченным кастинг
агентствами, национальной киностудией, странами СНГ.
Также у нас есть свое
«хобби»: мы создаем новогодние спектакли и показываем их на профессиональной
сцене. Даём шанс ребятам самостоятельно убедиться, кем им больше нравится быть:
театральным актером или киноактером.

- Знаем, что
в киношколе есть инклюзивное обучение. Можете рассказать о нем подробнее?
- Да, 6 лет назад у нас появилась
первая группа детей с синдромом Дауна. Мы начинали с самых азов, ребятам было
тогда 5-6-7 лет. Если сказать, что было легко, то это, конечно, будет неправда. Методом проб и ошибок мы
выстраивали и адаптировали программу обучения для таких ребят. И сегодня у нас 8 «солнечных» ребят, которые не только снимаются в кино, выступают
на сцене, имеют своё профессиональное портфолио и видеовизитку. Ребята смогли выйти
на коммерческий уровень, снимаются для социальных проектов и видеостоков, уже
сами зарабатывают.

- Как
проходит набор детей с особенностями в развитии в киношколу? Детей какого
возраста можно приводить к вам учиться?
- Конкретно набор детей с синдромом мы
не объявляем, всё происходит само собой, кому это интересно, тот нас найдет.
Пока в Беларуси мы единственные, кто занимается с такими ребятами в киношколе и
снимает с ними фильмы. Обычно, в киношколу обращаются родители с данной
просьбой, мы приглашаем на занятие, а после уже беседуем. Если
ребенок более-менее социализирован и может, даже пока в перспективе, работать
над упражнениями, мирно взаимодействует с ребятами в коллективе, то мы
добавляем его в существующую группу и со временем он тянется за более опытными
ребятами.

- Как
происходит обучение? Есть ли теория и практика, преподают ли основы актерского
мастерства, технику речи?
- Занятия проходят два раза в неделю
по 45 минут: хореография и актерское мастерство. В этом году мы добавили вокал.
На занятии по актерскому мастерству ребята проходят сценическую речь, ритмопластику,
развитие артикуляционного аппарата и мимики, упражнения на взаимодействие,
развитие внимания и фантазии. Съёмка у ребят проходит два-три раза в год.
На данный момент у нас уже более 10
совместных работ и четыре инклюзивных спектакля.

- Для ребят
с особенностями составляется отдельное расписание? Есть ли особенности в обучении?
- Коррекционное отдельное расписание
есть, но, когда мы подходим к съёмочному процессу, программы выравниваются и
ребятам приходится адаптироваться и вливаться иногда в огромный коллектив для
освоения роли и взаимодействии с обычными ребятами наравне. И у них это
получается, об этом могут свидетельствовать наши общие фильмы «Волшебный ковёр»
по мотивам рассказа Александра Куприна, «Маленький принц и его планеты» по
мотивам повести-сказки Антуана де Сента-Экзюпери, «Чудо-дерево или коридор
времени» по мотивам стихотворений Корнея Чуковского.
Особенности в обучении присутствуют,
но их немного: усиленная работа над дикцией, техникой речи, больше время на
освоения материала. Наша цель воспитать и развить «солнечного» ребенка в
полноценного артиста, как бы громко это не звучало.
- Все ли
дети выступают на сцене и снимаются в кино?
- Все дети, обучающие в киношколе,
имеют практический опыт съёмок. Это входит в обучающую программу. Практика — гарант успеха, поэтому все дети снимаются в кино и получают этот опыт.
Выступают на сцене, те ребята, которые показывают результаты в актерском амплуа
и хотят дальнейшего развития.

- Над какими
проектами вы работаете прямо сейчас?
- В декабре мы отсняли проект
«Фантазёры» по мотивам рассказов Николая Носова. Это были удивительные съёмки,
открывшие новые грани у юных бигфильмовцев. Результат этой работы можно будет
увидеть в марте 2022г. в кинотеатре Silver Screen. А также показали новогодний спектакль «Дзынь спасает Новый год» в
Молодежном театре эстрады.
Сегодня мы начинаем подготовку к
новому проекту и выбираем писателя по произведению, которого у нас будут съёмки
в мае.

- Это
к вопросу о перспективах занятий. Кто-то, возможно, станет
профессиональным актером, а какой багаж для дальнейшей жизни останется
у других?
- Я думаю лучше всего на этот вопрос
ответят строчки из письма моей ученицы Анастасии Ястремской (14 лет), которое я
получила в конце её трехлетнего обучения:
«Именно киношкола подтолкнула меня как можно больше
работать над собой, мечтать, создавать, ценить, благодарить, уважать и быть
самой собой, настоящей Настей. Вы и каждый педагог для меня были, есть и будете
большим примером не только в профессиональном плане, но и в личностных
качествах. Глаза наполняются любовью, при виде того, как вы общаетесь с детьми,
как вы стараетесь им помочь, поддержать, дать руку помощи. И для меня это были
своего рода толчки также в будущем заниматься с детьми. Конечно, для этого
нужно ещё много работать. Но главное, что я точно знаю, с чем хочу связать свою
жизнь. И всего этого не было бы без киношколы, без бигфильмовцев, без педагогов
и без Вас. Частичка киношколы всегда будет жить во мне в моем сердце».
Текст подготовила Анна Копач
Фотограф Слава Поталах
*Перепечатка материалов Family.by возможна только с письменного разрешения редакции.